"Во всем виноват Кант": почему губернатор Алиханов назвал философа причиной мировых бед
А вы говорите, что новых «Мастера и Маргариту» не надо было снимать! Да Булгаков нынче актуален как никогда. …
А вы говорите, что новых «Мастера и Маргариту» не надо было снимать! Да Булгаков нынче актуален как никогда. Некоторые российские руководители так и вообще воспроизводят его почти дословно.
Так, губернатор Калининградской области накануне заговорил цитатами из встречи Воланда с Бездомным и Берлиозом у Патриарших прудов.
«Кант, родившийся тут, имеет почти прямое отношение к глобальному хаосу, глобальному переустройству, с которым мы сейчас сталкиваемся. Больше того, он имеет прямое отношение к военному конфликту на Украине», приводят слова Алиханова, сказанные на съезде политологов в Светлогорске.
Как там было у поэта Ивана Бездомного?
«Взять бы этого Канта и года на три в лагеря». Именно. Именно. Там ему, Антон Андреевич, самое место.
Жаль, что старик Иммануил вот уже два столетия пребывает в местах столь отдаленных, что ему абсолютно индифферентна критика любого нашего чиновника.
Алиханов возмущен, что именно философия Канта оказала влияние на основы этики в западной культуре, из-за чего Запад «с давних времен нарушал все договоренности, которые были достигнуты».
Ну, как бы и до Канта человечество особо мирно не жило, что на него-то всех собак вешать?
Осталось понять, а что же такого сказанул философ в своих фундаментальных «Критике чистого разума», «Критике практического разума» и «Критике способности суждения», которые так не нравятся губернатору Калининградской области?
Раз господин Алиханов управляет российским регионом, где родился и умер знаменитый немец (сам Антон Андреевич появился на свет в Абхазии), то, по идее, должен назубок знать основные постулаты его учения.
Получается, он категорически отрицает «категорический императив» Канта, который тот считал главным моральным законом?
«Поступай так, чтобы Максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Если по-простому, то каждый человек по жизни должен вести себя одинаково, как для себя, так и для остальных.
Нельзя рассматривать других людей как средство для извлечения личной выгоды. Нельзя нарушать законы, даже если очень хочется.
О том же говорит «золотой закон» нравственности, положенный в основу нашей цивилизации. Не делай другим того, что не хочешь, чтобы сделали тебе. Кто-то считает, что этот принцип дало христианство, но вообще-то скрижали Моисея о том же самом.
«Не убий», «Не укради» — мало кто желает, чтобы подобное произошло с ним, поэтому и должен вести себя соответственно по отношению к обществу.
В принципе, ничего нового Кант не сообщил, разве что сформулировал это по-немецки предельно практично.
Постулатов же Канта всего три: свобода воли, бессмертие души и существование Бога. По мнению философа, в них необходимо верить, иначе всякий нравственный опыт теряет смысл.
Говоря проще и понятнее: Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить и поступать так, как если бы они были.
Что же из всего этого не нравится господину Алиханову и что именно он считает причиной всех мировых бед?
Вообще, интересно наблюдать, как последнее время стало трендом выворачивать наизнанку основополагающие этические и нравственные конструкции, которые человечество отшлифовывало столетиями. Путем проб, ошибок, крови… И не всегда само соблюдало, это правда.
При этом каждый раз несоблюдение этих «законов по Канту» заканчивалось очень плохо.
Так, ребенок, не зная, что прикасаться к горячему нельзя, обжигает палец и в следующий раз так уже не поступает. Себя жалко.
Коллективная память более избирательна и слаба. И раз за разом, обжигаясь, снова тянется к кипящему чайнику войн и раздоров…
Не утверждаю, что эти законы никогда не обходили.
Та же инквизиция прекрасно казнила ведьм. Наверняка не желая себе такой участи. Кстати, в бывшем Кёнигсберге тоже. И не только в мрачное Средневековье. Последнюю ведьму Калининграда приговорили в 1808 году.
Но при этом те, кто это делал, полагали, что действуют ровно по божеским установкам, которые, наоборот, нарушают эти дьявольские отродья. А следовательно, судьи и палачи правы.
Сейчас же предпринимаются попытки отказаться именно от общепринятой этики, нравственности и морали. Перевернуть все с ног на голову. И сказать, что так и должно быть. Все, что всегда считалось злом, выставить как добро, и наоборот.
И я даже не говорю, что так нельзя. В каких-нибудь диких племенах, практикующих людоедство, наверняка зажарить и съесть соседа не преступление, а доблесть. И дети растут, впитывая это с молоком матери.
Но постепенно понимают: сосед, безусловно, вкусный, но такой же вкусный в глазах соседа можешь быть и ты сам.
И вот уже ближних соседей не едят, а едят только из других племен. Но если они сильнее, то с ними лучше тоже договориться. Во избежание, так сказать, печальных последствий для себя.
В общем, примерно так человеческая мораль и создавалась и работает. Чисто практически.
Правда, кто верит в Бога, тот может полагать, что люди не сами дошли до этого ради собственной выгоды и инстинкта самосохранения, а это был некий изначальный нравственный закон, данный им свыше.
«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне», — говорил Иммануил Кант.
Звучит как поэзия. Просто, ясно и, безусловно, прекрасно. Если бы так говорили наши чиновники, то их бы слова не превращались в мемы и анекдоты.
Кстати, калининградцы тоже немного офигели от того, что наговорил их глава. Потому что губернаторы приходят и уходят, а Кант лежит себе в Кёнигсбергском соборе, привлекая в город туристов, и горожане им очень гордятся.
«У нас раньше был мэр города, у которого была любимая присказка, что во всем виноваты бобры. Трубу где прорвало, еще какое ЧП случилось — он вечно на несчастных бобров ответственность перекладывал. Теперь будем знать, что во всем, оказывается, виноват Кант», — усмехаются жители.
Сам Алиханов в своем ТГ-канале на всякий случай комментарии закрыл. Хотя раньше был более открыт к общению.
А зря. Иначе бы он узнал много нового о регионе, которым руководит, и уж точно, как нам кажется, не по Канту.
Так, например, в домах старой немецкой довоенной постройки люди вынуждены платить за отсутствующее отопление в подъездах. Там попросту нет батарей. Таких домов здесь сотни. Комсомольская, 59, — длинный семиподъездный дом, который никогда не был подключен к центральному отоплению. Слишком древний потому что. Раньше он вообще отапливался углем.
Батареи в доме отсутствуют, но в платежках счет за общедомовое тепло в наличии.
Люди жалуются, приводят доказательства, снимают видео — нет батарей, за что и почему мы платим? В год на квартиру выходит порядка 5000 рублей. А там живут пенсионеры. И деньги у них снимают с пенсии. Судились, проводили экспертизы — без толку!
Хотел бы господин губернатор сам жить в таком доме и платить за воздух? Наверняка нет. Так почему такое потребительское отношение к людям? И в этом тоже виноват Кант?
Между прочим, именно сегодня исполняется 220 лет, как философ умер и не видит вот это все форменное безобразие. И, может быть, там, наверху, действительно что-то такое есть типа бессмертия души, раз Кант решил напомнить о себе в юбилей своей смерти таким неожиданным образом — через губернатора Алиханова, критикующего «категорический императив» философа.
Комментарии 0