Эксперт Кнутов после атаки на Псков предложил перебазировать самолеты
Наша система ПВО, не ожидавшая такого количества вражеских беспилотников, которые в ночь на 30 августа …
Наша система ПВО, не ожидавшая такого количества вражеских беспилотников, которые в ночь на 30 августа атаковали псковский аэропорт, могла просто «захлебнуться». Военный эксперт, директор Музея сил ПВО Юрий Кнутов рассказал в беседе с «МК», какие меры может предпринять Россия. По словам эксперта, не исключено, что часть самолетов даже придется вывести на расстояние до тысячи километров от линии соприкосновения с противником.
– Юрий Альбертович, на ваш взгляд, беспилотники могли запустить из Эстонии?
– Если был удар был нанесен с территории Эстонии или Латвии – это фактически означает объявление войны России. Это Casus belli – повод для начала третьей мировой войны. Поэтому власти Эстонии аккуратно открестились от всего этого.
– Откуда в таком случае они были запущены?
– Вероятнее всего, с Украины. Удары ночью наносились по областям и городам в Центральном федеральном округе — была целая серия ударов и, опять же, с применением роя беспилотников. Удары связаны с тем, что противник терпит поражение на фронте и ему нужно поднять моральный дух.
– Есть предположение, что в Псков прилетели австралийские дроны, сделанные из картона…
– Австралия, действительно, поставила Украине дроны, которые складываются из пачки картона, пропитанного парафином. Конструкция скрепляется с помощью обычных резинок. Внутри устанавливается электрический двигатель и электроника, которая позволяет ввести координаты цели.
Он несёт немного – боевую часть до трех килограммов. Но преимущество такого дрона в том, что его с помощью радиолокаторов обнаружить почти невозможно, так как картон радиопрозрачный, электродвигатель – холодный, то есть имеет температуру такую же, как и окружающая среда. Поэтому такие дроны обнаруживать и уничтожать очень сложно. В борьбе с ними важно использование систем радиоэлектронной борьбы – она по таким дронам работает очень эффективно.
Ещё важная проблема – целый ряд дронов используют интернет-технологии Илона Маска, космическую связь. РЭБ их не глушит. Их можно только подавить за счёт отключения наземных терминалов Starlink либо с помощью подавления каналов связи между спутником Starlink наземным терминалом У нас есть такие системы, но их надо развивать и совершенствовать.
– Как могли прокладывать путь к Пскову?
– С помощью американской и британской разведки. В первую очередь американцы обеспечивают Киев информацией со спутников о том, где находятся наши радиолокационные станции, где зенитно-ракетные комплексы, потом прокладывается маршрут в обход.
Маршрут закладывается в память дрона, он необязательно летит по GPS. Его могли механически запустить в определённом направлении в режиме радиомолчания. И включить систему GPS, когда он уже вышел к цели – буквально за две минуты до удара. Тогда по нему уже очень сложно работать.
Когда идёт такой массированный налёт, ПВО могла захлебнуться. Взять две-три цели и по ним работать, а остальные прошли. Там работали «Панцири», как во всяком случае я видел на кадрах. «Панцирь» может обстрелять до четырех целей одновременно, не больше. Даже если было несколько установок, все равно этого количества недостаточно для того, чтобы прикрыть такой важный объект.
– Какие меры стоит предпринять?
– Атаки будут расти и достаточно активно. Поэтому мы со своей стороны должны принимать меры, скажем так, на шаг вперёд, чтобы обезопасить территорию нашей страны.
В первую очередь создавать рубежи ПВО, начиная с южных границ (Белгородская, Брянская, Курская области) до Санкт-Петербурга. Кроме того, размещать радиолокационные средства, станции наведения ракет на горках, чтобы они могли видеть дальше и наблюдать маловысотные цели.
Также будет эффективным создание привязных аэростатов с радиолокационными станциями, а, может быть, и станциями РЭБ, которые позволяют обнаруживать маловысотные цели на большой дальности. И конечно, усиливать разведку, выявлять места сборки дронов и наносить по ним удары. При этом необходимо создавать и совершенствовать электромагнитное и лазерное оружие.
– Как защитить наши самолеты?
– К сожалению, у нас имеется некое пренебрежение к системе защиты самолётов, а ее, конечно, надо восстанавливать. Я не говорю даже о создании капониров (укрытий для самолетов. – Прим. «МК») — это достаточно дорого.
Но временно можно сделать земляную обваловку, небольшие самолёты накрыть сеткой-рабицей в несколько слоёв, чтобы в случае чего дрон подорвался бы на высоте 20-30 метров. И замаскировать это все сверху обычными маскировочными сетями. Это тоже дорого, но в разы дешевле, чем размещение бетонных укрытий. Может быть, даже нам придётся на первом этапе какую-то авиацию выводить за тысячу километров от линии соприкосновения с противником. На время, пока будут оборудованы капониры, укрытия и т.д.
– Даже так?
– Да. Потому что сейчас идет отработка применения противником высокоточного оружия по объектам в ближних тылах. У украинцев и натовцев есть целая концепция на этот счёт. В своё время ее применяли под Херсоном, когда мы вынуждены были отходить, потому что по нашим тылам очень активно работали «Хаймерсы».
Сейчас точно такая же история. Мы должны будем учитывать наличие крылатых ракет, которые будут работать по нашим тылам на дальности 200-250 километров от линии соприкосновения. Я имею в виду ракеты Storm Shadow, SCALP, TAURUS (если они поступят) и американские AGM, которые будут идти в комплекте с F-16.
Читайте материал
Комментарии 0