Как понять, что ребенку плохо в школе
Как ни грустно, у некоторых детей школьная учеба оборачивается душевным разладом. Одни из признаков родителям …
Как ни грустно, у некоторых детей школьная учеба оборачивается душевным разладом. Одни из признаков родителям очевидны, другие проявления неявные. А иногда взрослым не приходит в голову связать странное поведение ребенка с учебными буднями.
На чем заострить внимание? Ищем ответы у семей школьников и в учительском опыте.
Рассказывает Наталья, мама 8-летнего Миши, который год назад стал первоклассником:
— Школа началась с нехороших поступков детей — из мешка с обувью пропал ботинок. Миша видел — над ним подсмеиваются одноклассники, их рук проделки. Было прохладно, домой в сандалиях не пойдешь, прождал меня в школе до вечера. Я с фонариком лазила по темным лестницам, ботинок нашла случайно, его спрятали за огнетушителем. Мне очень хотелось позвонить мамам из класса и нагрубить, но я сдержалась. Сообщила учительнице, потому что Миша выдумывал поводы не идти на уроки — его не принимали в компанию, и он переживал. Учитель отреагировала профессионально, спасибо ей, мальчики быстро сдружились.
Ксения — подросток. Училась средне, вдруг поднажала и на контрольной по математике одна из немногих справилась с хитрой задачей. Домой пришла обиженная, услышав от учителя: «Значит, списала». Родителей тоже расстроило педагогическое упущение. Они пришли повидаться с учителем, и тот признал собственный профессиональный просчет.
Есть категория детей, для которых напрямую выразить недовольство школьной жизнью затруднительно. Так, мама и папа Николая, мальчика с ДЦП, удивились реакции сына на любимый им урок физкультуры — школьник плакал навзрыд. Из долгого сбивчивого объяснения поняли главное. Одноклассник (это ребенок с глухотой, но в остальном физически крепкий) выкрикнул плохо передвигающемуся Коле: «Инвалид, ты виноват, из-за тебя мы проиграли!» Конфликт сошел на нет благодаря телефонному разговору родителей с мамой грубияна.
Последняя участница нашего опроса — Олеся, мама Марка, окончившего 11-й класс. На этом примере интересно наблюдать эволюцию отношения сына к школьным неурядицам. «Три первых года Марк без жалоб отучился в хорошей школе, — говорит Олеся. — Потом мы переехали и записались в обычную, дворовую школу. Каждый день, абсолютно каждый, начинался со слов: «Я не хочу туда ходить». Класс был непростой, хулиганский, учительница обзывала всех идиотами. Конечно, детям не нравилось. Через год мы собрались уходить в подмосковную гимназию. Учитель узнала и взялась капать ему на мозги, что он не справится и не сможет там учиться».
Однажды произошло кое-что посерьезнее. Один из одноклассников стал выталкивать Марка на проезжую часть, второй снимал происходящее на телефон. «Пора пойти в школу и поговорить с классным руководителем и мальчишками, — решила мама. — Мальчишки хотя и хулиганистые были, но хорошие. Я не ругала, просто спрашивала, почему они так поступили, говорила о переживаниях за Марка. Учительница сидела рядом и все время их упрекала, разве что подзатыльники не раздавала. Я просила родителям ничего не рассказывать, ведь можно разобраться самим. Даже предложила для налаживания атмосферы вести в классе кружок журналистики. С первых занятий дети увлеклись: бегали по школе, заходили к учителям, брали интервью. Кстати, самыми смелыми проявили себя те два хулигана. Отношения выровнялись, мальчишки были увлечены. Хочется думать, я помогла. Из школы все-таки ушли в гимназию.
Вообще мы с сыном много говорили про школу, мне хотелось помогать ему справляться с возникавшими ситуациями. Чем он старше становился, тем проще было его отношение. Как будто у него иммунитет появился».
Плохо ученику — плохо учителю
Чтобы не сложилось ошибочного впечатления, будто мы поставили задачу заклеймить образовательные учреждения, а родителей возвести в ранг безгрешных борцов за права детей, дадим слово представителю учительской профессии. На наши вопросы ответила педагог с 20-летним стажем Ольга Михайловна.
— Остаются ли у учителей при их занятости силы подумать о том, плохо ли подопечным в школе или хорошо?
— Ребенок, которому плохо, похож на ежа, колючего и закрытого. Ни в глаза посмотреть, ни договориться, в любой момент нарвешься на «укол». Сплошные нервы. Хочется гармонии. И нам очень важно избавить его от негатива.
— Как учитель понимает, когда ученик ходит в школу через силу?
— Вопрос непростой. Сперва стоит разобраться, что значит «плохо в школе». Не хочется учиться, так как учеба — труд? Не складываются отношения? Каждый день родители ждут учебных подвигов? Или сам мечтаешь о достижениях, а реализоваться и проявить себя не получается?
— Как правило, дети не скажут об этом. Как же понять?
— Младшеклассник скорее начнет хулиганить: что-то сломает, столкнет пенал одноклассника с парты и т.д. Причем молча, без объяснения. В средней школе ученик к нерадивому поведению добавит словесную грубость: «Как хочу, так и делаю». Перспектива беседы учителя с родителем помогает краткосрочно, проблем не решает.
Учителю нужно наблюдать, анализировать и непременно общаться. Да, наша работа — урок за уроком, отчет за отчетом, мероприятие за мероприятием. Когда говорить? Пусть не получится долгих бесед, но хотя бы дать ребятам, которых разрывает от обиды или несправедливости и желания нагрубить, возможность подойти к учителю и высказаться, задать вопрос и получить ответ.
— С какими проявлениями детского возмущения вы сталкивались?
— Например, мальчик на уроке с периодичностью раз в пять минут со всей силы ударял по парте ручкой. Дома его ругали за «двойки» и «тройки», упреки привели к неврозу. Другой мой ученик вечно протестовал. На призыв учителей записываться на олимпиады выкрикивал: «Кто участвует — тот дебил». При этом участвовал, побеждал и окончил школу с красным аттестатом. Пятиклассница тайно устраивала мини-потопы: открывала в школьном туалете кран и направляла воду между раковин. Некоторые дети в поиске конфликта втягиваются в разборки, выяснение отношений, вступают в группы компрометирующего содержания, пишут резкие комментарии в соцсетях.
Частый признак дискомфорта пребывания в школе — опоздания на урок после перемены. Той же причиной могу объяснить непробиваемую замкнутость ребенка. Кроме того, с особым вниманием я отношусь к высказываниям типа «Жизнь — ад». Спрашиваешь почему. Ответа, как правило, нет. Рассказываю, как в жизни много интересного, сколько путей и т.п. Активного подростка можно привлечь к общественной жизни, рекомендовать, скажем, в школьное самоуправление, если человеку не доставляет удовольствия классическое обучение.
— Часто ли учитель берется изменить положение?
— Чаще всего берутся классный руководитель или учитель-предметник. Они видят способного ученика, столкнувшегося с проблемами в силу возрастных противоречий или семейных обстоятельств.
— Вы затронули тему завышенных родительских ожиданий. Опасная вещь.
— Трудная тема, в том числе для психолога. Вопрос обязательно поднимается школой, с родителями беседует классный руководитель. С амбициями родителей работать невероятно сложно. Буквально ящик Пандоры.
— Чем учителю могут помочь родители, чтобы ребенку было в школе хорошо?
— Всем. Воспитание — командная работа. Скажите своим детям: учитель — человек, которому ты небезразличен. Если ученик в это поверит, нам станет легче сотрудничать.
Когда родитель не психолог
Учитель права: «плохо в школе» — понятие растяжимое. Добавим вариантов в начатый ею список.
Дома родители без устали ругаются друг с другом — ребенок будет приносить этот психологический груз в школу и думать не об учебе. О прилежном выполнении заданий речь больше не идет, успеваемость падает.
Хронические боли не дают сосредоточиться на уроках, отметки снижаются, и как следствие — «плохо в школе».
Ученик перегружен уроками, кружками и секциями — ему или взрослым жалко чем-то из этого пожертвовать.
Долгожданная школа перестает радовать первоклассника через неделю, маленький ученик излишне раздражен, плачет, плохо спит. Так проявляется пресловутый «синдромом седьмого сентября». По большому счету не школа виновата.
Не все из нас психологи, мы не вправе требовать от себя замечать все то, что увидел бы специалист. Но от родительской наблюдательности зависит, насколько быстро придет профессиональная психологическая или медицинская помощь.
— Сын или дочь моргает, зажмуривая глаза.
— Беспрестанно негромко покашливает или хмыкает.
— Без конца постукивает или подергивает ногой.
— Выказывает другие навязчивые действия.
Впереди целый учебный год. Глядя на чистые разлинованные тетрадки, мы склонны загадывать, что учеба детей пройдет по линеечке, без перипетий. И все же давайте заложим вероятность клякс. Пока никому не удавалось жить по шаблону.
Комментарии 0