Минск и Москва: происходит взаимовлияние двух разных социальных укладов

Минск и Москва: происходит взаимовлияние двух разных социальных укладов

После развала Советского Союза путь России и Беларуси не был ровным и параллельным. В Москве решительно …

После развала Советского Союза путь России и Беларуси не был ровным и параллельным. В Москве решительно ломали старую советскую жизнь. В Минске не торопились сносить памятники вождю мирового пролетариата и переименовывать улицы. Линии развития то сходились, то расходились, то соприкасались, то пересекались. Каждая страна искала свой вектор развития во времени и пространстве, порой спотыкаясь, совершая ошибки, болея и при этом накапливая свой индивидуальный опыт. Все это я мог наблюдать воочию, имея и минские, и московские корни, бывая в родных для меня странах совсем не как турист.

В последнее время с удивлением и тревогой стал замечать, что Минск на глазах становится Москвой начала буржуазных нулевых. Достаточно вглядеться в поведение минчан и москвичей, чтобы увидеть эту рокировку. Густая потребительская пелена потихоньку окутывает Минск, а из Москвы незаметно для несфокусированного взгляда испаряется. Другими словами, Москва двинулась к опрощению, Минск — в обратную сторону.

На протяжении уже длительного времени происходит взаимовлияние двух разных социальных укладов. Сейчас мы строим Союз на века, и отношения России и Беларуси близки как никогда в постсоветское время. Мы учимся друг у друга, берем много полезного, однако это не мешает и негативному опыту просачиваться сквозь открытые братские границы. То, на чем уже давно обожглась Москва, хоть и с опозданием, но стало возгораться в Минске. И это серьезная общественная проблема, которую нельзя не замечать.

Энергичная, яркая, креативная Москва долгое время щедро делилась с Минском, экспортировала в Беларусь через кино, телевидение, литературу, искусство живыми примерами свой новоприобретенный прозападный образ жизни, своих кумиров, новую мораль, гламур, статусность, поведение, производственные отношения хозяин–работник.

Знакомая минчанка Татьяна, наслышанная о превратностях трудоустройства в Москве, недавно поделилась своим опытом поиска работы в Минске: «Этот московский абсурд уже и до Минска докатился. Вы нас заразили!». Имелся в виду снобизм кадровиков, величаемых «эйчарами» на западный манер, несуразные психологические тесты, задания — пардон, «кейсы», — не имеющие отношения к профессии и вообще к реальности.

— Собеседования в коммерческие структуры теперь и у нас проходят ну чисто по отработанным западным схемам. Бессмысленные, шаблонные вопросы, с маской холодного равнодушия от молодых «эйчаров». Нет даже проблеска обычных в прежние времена душевности, уважения; тебе открыто демонстрируют, что ты никто на этом празднике жизни, — кипела возмущением Татьяна, прошедшая недавно «обкатку танками» в поисках работы у минских кадровиков.

Что интересно, буржуазно-мещанские замашки у минчан возникли молниеносно, как из пены морской. Катализатором выступила попытка западной гибридной атаки на Беларусь в 2020 году, разделив в какой-то степени общество и разбудив дух индивидуализма и праздности в молодых минчанах. Тот драматический период выплеснул наружу глубоко дремавшие пороки, потеснил законы традиционной нравственности и морали, приоткрыл дверцу хамству, безграничному потребительству. Многие белорусы стали напоказ демонстрировать и кичиться своей успешностью и благополучием, в пику «лузерам», как это совсем недавно делал российский «эффективный» мидл-класс. Да, рост благосостояния молодых белорусов налицо. Здесь нет ничего плохого, даже наоборот, если бы не вылезшее при этом откуда-то изнутри высокомерие, зазнайство, отчужденность, излишняя показушность, циничный взгляд на жизнь и людей. Таков наметившийся тренд. Но в целом все это мина замедленного действия под общество и государство, и непонимание простейших истин, что единичное благополучие, в отрыве от народа и общества, можно разнести одним щелчком. А параллельно этому я вижу «разжиревшую» в свое время часть Москвы, с трудом, с душевными муками, стонами, скрипом и вздохами выползающую из этого состояния.

Понятно, что белорусу, как и россиянину, никто не запретит по-американски положить ноги в грязной обуви на скамейку в парке и гордиться этим, приобщаясь таким образом к мировому сообществу. Скопированная с западных кинофильмов маска неприступной холодности застыла на лицах некоторых прекрасных девушек с васильковыми глазами. Вместо мягкости, улыбчивости, во все времена присущей белорускам, — наигранный жесткий взгляд и гордо поднятая голова. Часто не к месту поза. «Ваши под паненок косят», — выразился как-то студент, сын моего московского приятеля, приехавший погостить в Минск. А было время, когда мы с друзьями сбегали от подобной отчужденности из Москвы — как раз в Минск. Здесь был спасительный островок сохранившейся человечности.

Дорожная ситуация во многом является показателем общественного духа и энергии. И если раньше, катаясь по Минску, приезжий автолюбитель растворялся в благодати, вежливость и уважение зашкаливали, то сейчас дорожная атмосфера также потихоньку уравнивается с Москвой. «Не нарушаю, но и никому не уступаю». Примерно так мыслят некоторые минские автомобилисты, игнорируя нерушимые правила водительского братства, гласящие, что на дороге надо думать не только о себе, но и о ближнем. Правда, до агрессии и автодуэлей, как это и сейчас случается в Москве, дело не доходит, и пешеходы, идя по зебре, не отрывают глаз от смартфона, а не от светофора. Белорусы привыкли к порядку, это факт, и, к счастью, правоохранители усмиряют и упреждают «дрифт» крутых. Да и автовладельцы смело могут не запирать на ночь своих «железных коней» и даже коттеджи, а дети начальных классов без сопровождения взрослых лепить до полуночи снеговиков. Сколько хотите ругайте за это Батьку!

Но не зря говорят: дурной пример заразителен. Минск незаметно для себя впитывает и проявляет пережитую Москвой несуразицу, противоречащую самой жизни. В Москве же, как мне это видится, былые искушения и ошибки постепенно переосмысливаются. Молодежь возвращается в лоно нормальности, традиционных ценностей, потихоньку избавляясь от наносного, чужеземного. Начинают цениться самые простые вещи, не иллюзии, не чужая заморская жизнь и безнадежная погоня за принцами на «Мазерати», а земная, реальная, трудовая.

Скромность, доброжелательность, сострадание, неизменная готовность прийти на помощь — эти национальные черты белорусов вызывают уважение во всем мире и являются своего рода брендом нации. Суть во внутренней культуре, не во внешней форме. И потерять это ни в коем случае нельзя.

Хочу подчеркнуть: мои заметки — не критика, не сигнал «караул» и призыв принимать незамедлительные меры. Это неожиданный для меня самого обнаруженный вирус внутри чистого и благополучного Минска. Первые, пока малозаметные изнутри симптомы болезни. Но, как известно, опухоль имеет свойство быстро разрастаться.

Мещанство, неуемное потребительство внутри общества, потеря своих корней сожрали Советский Союз. И часто большие трагедии национального масштаба начинаются с малого, даже с детского мата на прекрасной набережной Свислочи в Минске. Однако, судя по нынешней московской картинке, в социальной жизни нет необратимых процессов, существует эволюционное решение возникающих проблем. И недавний пример, когда российское общество неожиданно в едином порыве осудило «мутаборскую вечеринку», тому подтверждение. Сейчас маховик союзной интеграции раскручивается на полную катушку. Есть ощущение, что созидательные импульсы двух государств пойдут нам всем на пользу. Так, может, будем учиться друг у друга хорошему, а не плохому?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить новость
0
0
0
0
0
0
Добавить Evo-news в список ваших источников

Хочешь узнать больше?

Читай нас в социальных сетях

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сортировка комментарий:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: