На рынке труда усилился переток кадров из-за разницы в зарплатах
Центробанк подготовил доклад, наглядно подтвердивший: российский рынок труда испытывает острый дефицит …
Центробанк подготовил доклад, наглядно подтвердивший: российский рынок труда испытывает острый дефицит рабочих рук. Как следует из опроса регулятора, 60% компаний не хватает сотрудников, в основном квалифицированных. Чтобы удержать персонал, три четверти работодателей подняли ему зарплату. Это подтолкнуло инфляцию в стране. Вторая ключевая проблема – усилившийся переток кадров между отраслями: люди уходят туда, где платят больше.
Спрос на рабочую силу в первом полугодии 2023 года заметно вырос в результате роста импортозамещающих производств (из-за ухода с рынка иностранных компаний) и госзаказа. Причем бизнесу все тяжелее находить нужных ему специалистов: либо уровень соискателей оказывается недостаточным, либо те предъявляют завышенные зарплатные требования. Наиболее сложная ситуация с кадрами – в машиностроении и химической промышленности, говорится в исследовании ЦБ. При этом, по данным Росстата, уровень безработицы в июле сократился до исторического минимума в 3%. Прирост численности рабочих рук обеспечила трудовая миграция.
«В условиях нехватки кадров, для удержания и привлечения работников, предприятия активно повышали заработные платы. Это, в свою очередь, привело к усилению инфляционного давления», – констатирует ЦБ.
Нарастают и кадровые диспропорции между различными секторами экономики: специалисты, занятые в сферах торговли, услуг и сельского хозяйства, переходят в строительство и обрабатывающую промышленность. Которая, как отмечает регулятор, «стала главной отраслью-реципиентом, привлекающей трудовые ресурсы из других секторов в большинстве макрорегионов».
Доклад ЦБ пересекается с недавним заявлением главы Минэкономразвития Максима Решетникова: «Основная проблема – это человеческий ресурс. Дефицит кадров – и количественный, и качественный – является серьезным системным вызовом».
«Ситуация понятна: к обрабатывающей промышленности относится и оборонная индустрия, куда сегодня уходит основной госзаказ, – говорит член Совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин. – Соответственно, у работодателей там больше возможностей поднимать людям заработную плату. Что касается перетока кадров, это важный момент: если ты высококвалифицированный специалист в одной отрасли, это не значит, что таковым останешься в другой. Понятно, что айтишникам везде найдется применение. А вот инженерам придется смириться с потерей квалификации, согласиться на меньшую зарплату. Либо – пройти переподготовку».
В целом для российского рынка труда характерны структурные диспропорции: с одной стороны, компаниям требуются носители конкретных профессиональных навыков, а с другой, предложение абсолютно не соответствует спросу. Речь идет о системных недостатках среднего специального, профессионально-технического и высшего образования. Они трудноустранимы, и это давняя общемировая тенденция, поясняет Кудюкин: молодежь выбирает для обучения совсем не те специальности, что востребованы рынком. Проблему административными методами не решить».
«Переток рабочей силы – явление абсолютно закономерное, – рассуждает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. – В обрабатывающей промышленности не всегда нужны работники высокой квалификации, там полно мест, где можно обойтись базовыми навыками. Вытачивать на станке, к примеру, лопатки турбины – такой повальной необходимости нет. Поэтому и происходит вымывание кадров с наименее оплачиваемых позиций в других секторах. Например, в торговле. Чтобы удержать там сотрудников, работодателям приходится повышать зарплаты, соответственно, дополнительные издержки учитываются в стоимости конечного товара на магазинной полке. Вот вам еще один проинфляционный фактор».
Нынешний дефицит кадров – следствие многолетней политики бизнеса по отношению к персоналу, говорит Зубец. Когда у нас в 1990-е годы началось массовое сокращение производств в госсекторе, когда тот стал ужиматься в объемах, на рынке труда появилось огромное количество дешевых рабочих рук. Сегодня оттуда уходит в силу возраста последнее советское поколение высококвалифицированных специалистов. И возникает дыра. А формировать новые кадры в России так и не научились. Все последние десятилетия отношение к людям на производстве было довольно наплевательское, нормой считались низкие зарплаты. Относительно приличные деньги платили либо в финансовом секторе, либо в ВПК. А сегодня, резюмирует Зубец, когда эта «норма» уходит по причине острого кадрового дефицита, и создается совершенно новая для бизнеса ситуация, тот не понимает, что ему делать.
Комментарии 0