Названы минусы идеи искусственного продвижения «российской полки» в магазинах

Названы минусы идеи искусственного продвижения «российской полки» в магазинах

В онлайн-рознице и стационарных магазинах может появиться «российская полка». Согласно новому законопроекту, …

В онлайн-рознице и стационарных магазинах может появиться «российская полка». Согласно новому законопроекту, товары отечественного происхождения будут физически выдвинуты на первый план, а импортная продукция — окажется в прямом смысле на задворках маркетплейсов. Все это выглядит весьма патриотично — в духе времени, но как будет работать на практике — пока непонятно. В одном не приходится сомневаться: основная масса потребителей при выборе товара будет по-прежнему руководствоваться критериями цены и качества, а не принадлежности к родной стране.

Документ разрабатывают по инициативе «Единой России» и при поддержке Минпромторга. По задумке авторов, новые нормы вступят в силу 1 марта 2024 года. Все товары на рынке предложено законодательно разбить на отечественные и иностранные. Под определение первых попадут те, что изготовлены на территории РФ, причем владельцами предприятий должны быть россияне или белорусы, а бренды принадлежать гражданам РФ. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, агрегаторы и интернет-магазины должны будут «обеспечить, безусловно, первоочередное размещение предложений» именно отечественной продукции.

Квоту со временем определит Минпромторг, и она не должна превышать 50% в традиционной торговле или 50 карточек товаров в электронной торговле. Исполнение правил будет контролировать Роспотребнадзор. В пояснении также отмечается, что в России есть собственные сильные производства и бренды. В частности, — бытовая химия, косметика, парфюмерия, средства гигиены, подчас слабо представленные в рознице (на полке доминируют иностранные бренды). В результате мощности недозагружены, а потребитель, в свою очередь, обделен вполне качественными российскими изделиями. Главный посыл законопроекта: как только эта продукция получит достаточно места на полке и приоритетную поисковую выдачу в онлайн-торговле, производители смогут больше инвестировать в развитие своих мощностей. А значит, себестоимость начнет снижаться, качество товаров — расти.

«Действительно, есть определенные ниши, которые плотно заняты именно импортом, и вытеснить его оттуда достаточно сложно, — говорит президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. — Законопроект я рассматриваю, прежде всего, как сигнал инвесторам. Если те увидят, что вкладываться в производство того или иного отечественного товара целесообразно, поскольку он гарантированно попадает на полку, идея себя оправдает. Сегодня у нас нет проблем с продуктами питания, которые на 90% российские и представлены в магазинах в самом широком ассортименте. А вот в непродовольственной категории (например, в сегменте электроники, компьютерной и бытовой техники) ситуация гораздо хуже: здесь не менее 80% — товары импортные. Тут явно есть над чем работать».

Но в любом случае, государство должно проявить разумный рыночный подход: нельзя качество, ценовые параметры и принцип здоровой конкуренции приносить в жертву идее; потребитель не готов переплачивать за продукцию, которую ему априори не нужна. Кроме того, рассуждает Карпов, едва ли в стационарных магазинах будут выделяться отдельные площади под чисто российские товары. Любой товар, независимо от производителя и страны происхождения, должен располагаться на своем привычном месте, в той категории, к которой относится. 

«Люди совершают покупки, выбирая то, что их больше всего устраивает, руководствуясь критериями привычности, качества, цены, своих материальных возможностей и вкусовых предпочтений, — отмечает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. — И я не думаю, что новая мера каким-либо образом отразится на товарообороте через оффлайн-магазины. Кроме того, у нас нет проблем с продвижением отечественной продукции в продовольственном сегменте, где ее доля достигает 90-95%. Хорошо, допустим вы разметили на полке пять одинаковых упаковок какого-то одного российского продукта, и по одной — пяти разных импортных. Это абсолютно не значит, что российский товар будут покупать в пять раз чаще. Что касается непродовольственных категорий, таких как бытовая техника и электроника, они почти сплошь иностранного производства. Как к ним применимы новые нормы? Если же говорить об онлайн-торговле, никто опять же не запретит поисковую выдачу по возрастанию (или убыванию) цены или иным критериям: выбор у потребителя есть всегда.

«Хотя, конечно, дополнительные заморочки могут отвратить часть потребителей от пользования интернет-магазинами, — резюмирует Шелищ. — Непонятно, как все это администрировать: что, инспекторы Роспотребнадзора будут ходить по торговым точкам с рулеткой и смотреть, сколько сантиметров занимают на прилавке отечественные консервы, а сколько импортные? Ушлые продавцы наверняка расставят их вперемешку. В-общем, это проявление депутатского патриотизма едва ли найдет отклик у людей. Лучше бы государство думало о том, как произвести больше самих российских товаров, причем конкурентоспособных. И тогда, уверяю вас, место на полке им будет гарантировано и так».    

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить новость
0
0
0
0
0
0
Добавить Evo-news в список ваших источников

Хочешь узнать больше?

Читай нас в социальных сетях

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сортировка комментарий:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: