Посланные на три буквы: 50-летний юбилей БАМа местные встречают в холоде, без горячей воды и надежды
«Нам говорят: восстанавливайте буржуйки» — на БАМе замерзает посёлок Кичера. В жилых домах +9-11, на улице до …
«Нам говорят: восстанавливайте буржуйки» — на БАМе замерзает посёлок Кичера. В жилых домах +9-11, на улице до -40.
В 2024 году БАМ будет отмечать 50-летний юбилей. Когда-то мужественные комсомольцы и мечтательные комсомолки рванули строить очень важную и нужную для страны Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль. Они просыпались поутру в строительных вагончиках, отдирали замерзшие волосы от заледеневших стен. И это было так романтично. Потому что впереди была целая жизнь.
Спустя полвека они, уже бабушки и дедушки, встречают Новый 2024 год в режиме ЧС, без горячей воды, в холодрыге и валенках. Как будто бы вернулись обратно в молодость. Только ничего романтичного в этом уже нет.
За холодные батареи ещё и приходится платить — порядка 8-10 тысяч рублей в месяц. Из пенсии в 15 тысяч рублей. Зимой и летом. «Делят итоговую сумму на 12 месяцев, в этом году, например, у многих вышло порядка 9 тысяч в месяц, в том числе и в летний период. Это помимо остальной коммуналки, только за одно отопление. Говорят, лучше платите частями, иначе не расплатитесь», — рассказывают местные жители.
Впервые жители посёлка в Северо-Байкальском районе Бурятии позвонили в редакцию в конце прошлого февраля. Прямо под утро. Разница во времени у нас пять часов, а дело не требовало отлагательств. Они сказали, что не знают, что им делать. За окном больше сорока градусов, а в квартирах около 10.
«10,8 градуса без электрических обогревателей. А если с ними, то 15-20. У некоторых дома по три калорифера работают. Но тогда счета только за электричество вырастают на 3-4 тысячи в месяц. Ходим в шапках и валенках, дети спят в куртках», — жаловались замёрзшие бамовцы. Говорили, что им предлагают выход из ситуации — закупить печки-буржуйки, как в Гражданскую войну, но они как-то сомневаются.
Потом очень быстро наступила оттепель, и помощь не понадобилась.
Прошёл год. Ничего не изменилось. Снова грянула зима и морозы. Ведь главное у нас — это стабильность.
«А разве БАМ ещё строят?» – удивлённо переспросила я у жителей сейчас, когда они позвонили снова.
«Конечно, новую ветку тянут, юбилей отмечать собираются. Он будет летом», – гордо ответили мне.
Летом – это хорошо. Летом тепло.
Летом в посёлке жалуются не на отопление, а на коров. Что те гуляют без привязи, где придётся, в том числе и на детской площадке. Бесхозные коровы не так опасны для здоровья, как холод в квартирах. Но все равно неприятно. «У нас каждый год, из года в год, одни и те же проблемы. Зимой отопление. Летом коровы. Осенью и весной — бездорожье. Потом прорывает трубы. И вот так по кругу. Ничего не меняется», — вздыхают люди.
Мне присылают фотографию центральной котельной. Угля в посёлке, как видно на снимке, действительно осталось с горстку, а что потом?
«Мы написали жалобу на самый верх в Москву и отослали по электронной почте, 29 ноября нам ответили, что все в порядке. И что температурный режим в посёлке не нарушался. Угля в котельной достаточно. Выяснять, почему у нас низкая температура, нужно у старшего по дому, а не в Кремле».
А буквально через день, 1 декабря, на территории вдруг ввели режим предотвращения чрезвычайной ситуации и вдобавок отключили горячую воду, которой и до этого особо не было.
Издали распоряжение, полностью подтвердившее жалобу жителей: «В связи с низким запасом топлива, отсутствием топлива в пути и отгрузке, а также в целях предупреждения повреждения основного оборудования и сетей тепло- и водоснабжения. В целях экономии топлива ввести полное ограничение по подаче горячего водоснабжения».
Люди думают, что это местные чиновники их жалобу как-то перехватили и не дали ей уйти наверх. Потому что откуда в Москве, например, знают, что у них с углём все в порядке, если комиссии из Москвы здесь не было? «Вероятно, это просто отписка», — переживают они.
«В жилых домах холодно, в магазинах холодно, на почте холодно, в школе тоже холодно, только в детском садике, слава богу, тепло. Но только там», — перечисляют люди.
Живет в их посёлке порядка тысячи человек. Почти все работают на железной дороге — знаменитые бамовские династии. Как приехали пятьдесят лет назад, так с тех пор и остались.
Бабушки и дедушки остались, а молодёжь все-таки старается покинуть эти первозданные места. Которые выглядят на фотографиях будто из новогодней сказки.
Но продукты в посёлок привозят издалека — из Северобайкальска, и все втридорога. Дороги, по рассказам местных, чистят тоже иногда неважно. «Рожать нашим женщинам негде — роддома нет: либо в Северобайкальске, либо улетать на самолёте в Улан-Удэ, а это полтора часа полёта отсюда», — объясняют наши собеседники.
Жители посёлка Кичера очень любят свою малую Родину и хотят, чтобы у них здесь было хорошо. Просто обидно, что получается как всегда.
«Природа у нас очень красивая, комариная романтика. Но и культурная, общественно полезная работа тоже ведётся. Есть ДК, куда приезжают артисты с концертами. Мы очень дружно живем. Сейчас, например, все плетут маскировочные сети и делают окопные свечи из огарков для наших героев на СВО», — рассказывают местные.
Они действительно не знают, куда им жаловаться дальше и как достучаться о своих проблемах, чтобы их услышали. И очень просят не называть свои имена, а то мало ли что… Хотя куда сослать – дальше БАМа?
Точную причину отсутствия отопления они так и не знают до сих пор. То в общем чате администрация пишет, что произошла очередная поломка, то, по слухам, нарушена циркуляция тепла и от количества угля ничего не зависит, то объясняют, что это злой ветер выдувает тепло, то, что за полвека эксплуатации все коммуникации пришли в негодность — все имеет свой конец, ничего не поделаешь. Систему надо менять. Только терпение у наших граждан, похоже, бесконечно.
Комментарии 0