Город идет флагманским курсом
Темпы и объемы строительства в российской столице остаются высокими, несмотря на международные санкции и …
Темпы и объемы строительства в российской столице остаются высокими, несмотря на международные санкции и прочие объективные и субъективные факторы. В Москве одновременно возводится почти 3 тысячи объектов, начиная от небольших заправок и заканчивая станциями метро или масштабными жилыми комплексами на месте бывших промзон. Конечно, экономические реалии не могут не сказываться на стройке, но разговоры о стагнации не имеют под собой реальной основы. На сегодня годовой план ввода недвижимости в столице уже выполнен на 90%.
Основной задачей московских строителей на сегодняшний день является создание комфортной сбалансированной городской среды, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, выполнение обязательств перед москвичами по программе реновации. Однако, в отличие от прошлых лет, решать эту задачу приходится в условиях беспрецедентного санкционного давления. При этом московская строительная отрасль остается стабильной даже в условиях кризисов, санкций, колебаний курсов валют и политических перипетий, об этом свидетельствуют цифры – с начала года в Москве за счет инвесторов и городского бюджета введено в эксплуатацию 354 различных объекта общей площадью свыше 8 млн кв. м.
Жилье и реновация
С начала года на территории столицы построено и введено в эксплуатацию почти 3,7 млн кв. м жилья, а всего в 2023 году по плану необходимо ввести в эксплуатацию около 4,8 млн кв. м. Таким образом, годовой план ввода жилья в Москве выполнен более чем на 75%. При этом почти 90% введенной с начала года жилой недвижимости приходится на долю частных застройщиков. Очевидно, что столичный рынок недвижимости был и остается самым развитым и привлекательным для инвесторов. Подтверждением тому может служить увеличивающееся количество застройщиков: если в начале прошлого года на рынке было 260 строительных компаний, то сейчас здесь работают свыше 300 девелоперов.
Высокие результаты демонстрирует и программа реновации жилого фонда. К настоящему времени подобрано 592 территории, расположенные во всех округах Москвы, для строительства новых домов общей площадью 9,6 млн кв. м. С момента старта программы уже построено 260 новых жилых домов общей площадью 3,7 млн кв. м, при этом ведется строительство и проектирование еще 405 домов общей площадью 7,6 млн кв. м.
Благодаря таким темпам уже закончено переселение жителей 798 домов в 240 новостроек, а на сегодня уже отпраздновали новоселье и готовятся к переезду еще свыше 130 тыс. человек. Всего в результате реализации программы реновации в новые квартиры переедет около одного миллиона москвичей, проживающих в некомфортных старых пятиэтажках. Помимо этого, в кварталах реновации будет создана городская среда нового качественного уровня – сбалансированная, открытая, комфортная и привлекательная.
Социальные объекты
Город развивается комплексно, в полном соответствии с принципами полицентризма, в соответствии с которыми подразумевается активное строительство социальной инфраструктуры. Всего в 2011–2023 годах в Москве построен 961 объект социальной инфраструктуры, в том числе 569 зданий школ и детских садов, 139 объектов здравоохранения, 189 спортивных и 64 объекта культуры.
Только за семь месяцев этого года социальная инфраструктура города пополнилась 62 объектами, в числе которых 41 здание школ и детских садов, девять зданий медицинских учреждений и 12 спортивных объектов.
Кроме того, в январе 2023 года был открыт кластер «Ломоносов» площадью 65 тысяч квадратных метров — флагман инновационного научно-технологического центра Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова «Воробьевы горы». А на территории Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева продолжается строительство комплекса зданий национального космического центра общей площадью 255 тысяч квадратных метров. По предварительным оценкам, здесь будет создано около 20 тысяч рабочих мест.
Метро и железные дороги
2023 год войдет в историю столичного метростроения – в марте президент РФ Владимир Путин и столичный градоначальник Сергей Собянин открыли движение по всей Большой кольцевой линии. Таким образом, завершен крупнейший в мире проект метростроения – построено 70 км путей, 31 станция и три электродепо. Экспертами подсчитано, что ввод БКЛ улучшил транспортное обслуживание 15 млн жителей столицы и Московской области, а пассажиры на многих маршрутах могут ежедневно экономить до 35–45 минут.
Но работа продолжается, и в настоящее время осуществляется проектирование и строительство еще нескольких линий и десятков станций. Так, до конца этого года планируется завершить строительные работы на северном участке Люблинско-Дмитровской линии со станциями «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех», кроме того, в текущем году должен быть достроен участок желтой линии со станциями «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково».
Параллельно с этим в Московском регионе реализуется масштабная программа модернизации железнодорожной инфраструктуры: начиная с 2011 года было построено 362 километра железнодорожных путей, открыто 47 новых и реконструировано 52 существующих остановочных пункта.
Заметным событием стал недавний запуск пассажирского движения по третьему маршруту Московских центральных диаметров «Зеленоград-Раменское» («Ленинградско-Казанский»), протяженность которого с 38 станциями составляет 85 км. В перспективе на диаметре заработают еще три станции — закрытые сейчас «Рижская» и «Малино», а также строящаяся «Митьково». В скором времени планируется открыть и четвертый маршрут МЦД, который проходит через центр города, охватывая все вокзалы, кроме Павелецкого.
Напомним, согласно проекту Московские центральные диаметры призваны соединить территории Москвы и ближайшего Подмосковья. Движение по МЦД-1 «Одинцово-Лобня» («Белорусско-Савеловский») протяженностью 52 км и МЦД-2 «Нахабино-Подольск» («Курско-Рижский») длиной 80 км открылось в ноябре 2019 года.
Автомобильные дороги
Перед столичными властями стоит грандиозная задача – формирование единого транспортного каркаса столицы. И одним метро, какими бы масштабными ни были планы по развитию подземки, не обойтись. Заметим, за последние 12 лет в Москве уже построено почти 1,3 тыс. км автомобильных дорог, то есть протяженность всей дорожной сети выросла на 20%.
Всего же в этом году планируется реконструировать и построить свыше 100 км дорог, в том числе 37 эстакад, тоннелей, путепроводов и мостов, а также 19 надземных или подземных пешеходных переходов. Безусловно, главной дорожной премьерой года должен стать запуск движения на новых дополнительных участках Московского скоростного диаметра. Также до конца года планируется закончить работы на четырех оставшихся в стройке участках Южной рокады, а параллельно предполагается закончить реконструкцию транспортных развязок на пересечении МКАД с улицами Верхние Поля и Липецкая.
Промышленный потенциал
Надо заметить, что интерес инвесторов не ограничен строительством только жилой, офисной и социальной инфраструктуры – еженедельно город рассматривает десятки заявок на предоставление им земельных участков, внесение изменений в правила землепользования и застройки для возведения именно промышленных объектов.
Отметим, только с начала этого года в столице запустили 9 производственных площадок общей площадью около 100,5 тыс. кв. м, пять из них возвели на территории особой экономической зоны «Технополис Москва». Обзор достижений застройщиков на этом направлении демонстрирует следующие объекты: на Зеленоградской площадке «МИЭТ» ввели в эксплуатацию первый корпус Инновационного центра электроники; в «Алабушево» сдали комплекс по производству плат для электроники и два завода по изготовлению лекарств; в «Руднево» – промышленный комплекс с конструкторским бюро, в котором будут делать беспилотные летательные аппараты; еще два предприятия заработают в Печатниках: новое производство мебели и завод теплообменного и холодильного оборудования после его реконструкции. А в ТиНАО предполагается запустить экспериментальный завод компании по производству готовых модулей квартир.
Комментарии 0