Выстрел по духовным ценностям: что делают законодатели для профилактики маньяков
Не проходит и месяца, чтобы в какой-то стране мира некий подросток или взрослый человек не взял в руки оружие …
Не проходит и месяца, чтобы в какой-то стране мира некий подросток или взрослый человек не взял в руки оружие и не пошел убивать своих бывших одноклассников и их учителей, которые в свое время якобы неуважительно к ним отнеслись. Есть и другие мотивы политического или социального свойства, причем последние имеют тенденцию к преобладанию в современных обществах, когда античеловеческая идеология становится господствующей в ряде стран мира, причем отнюдь не в карликовых государствах.
У большинства людей всегда остается без ответа вопрос: откуда берутся люди вроде бы из благополучных семей, образованные, внешне как все, но которые вдруг спокойно расстреливают своих недавних приятелей.
Ставшая модной около ста лет назад психология всегда берется найти материальные причины аморальности личности, ставшей способной на злодейство. Сейчас в России, подражая Европе и Америке, начиная со школы стараются внедрять в среду людей штатных психологов, которые должны «исподтишка» наблюдать за личностями и определять их склонности к поведению и выдавать некие рекомендации по коррекции их поведения. Кому их адресовать? Ну, о детях должно сообщать родителям, а о взрослых кому?
Штатные и внештатные соглядатаи есть при любой власти. В науке об оперативно-разыскной деятельности это называется оперативной информацией. Мне пришлось последние 22 года службы в МВД ее получать. Поверьте: 95% того, что в ней есть, это досужие размышления «источника», высосанные из пальца. От психологов и их науки психологии опять, поверьте, очень мало толку.
Известный философ Х.Арендт полвека назад пыталась найти ответ о жизни ума у «плохих людей», бессовестных, на примере суда над нацистом Эйхманом. Искала в разуме, в рассудке, но изначально оговорила итог поисков: «Было бы неверно пытаться установить иерархический порядок среди видов умственной деятельности». Если бы она глубже изучила Евангелие, то у нее бы итог получился ближе к действительности. Можно было бы начать и с Н.В.Гоголя: «Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть. Он сам не двинется вперед, покуда не двинутся в нас все другие способности, от которых он умнеет… Он несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний… Тот, кто уже имеет и ум и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней день и ночь, прося день и ночь ее у Бога, возводя душу свою до глубинного незлобия».
Любой скажет, что все, что от Гоголя и ему подобных безусловных талантов, — то и правильно. Но еще почти все согласятся, что очень важно воспитание незлобивости в семье, в школе, в гимназии и т.п. Обратите внимание на ключевые слова в тексте от Гоголя: «душевное состояние» и мудрость «выпрашивается у Бога» через молитву.
«Душевное состояние» это изначально не медицинский показатель. Обратим внимание на то, что все современные «стрелки» на законную поверку оказались вменяемыми. Кто много читал из истории России, тот не вспомнит, чтобы в российских семьях от крестьянской до дворянской кто-то из детей взял топор и зарубил сердитого папашу, который его нещадно драл розгами за непослушание. Худо ли бедно, а в церковь ходили и знали заповедь «не убий», и это было то, что в уме и разуме уже есть. В дворянских семьях на стенах висело холодное или огнестрельное оружие, но разве кто-то из детей пытался его употребить для расправы? Религиозные догматы, усвоенные с детства, это первый и последний тормоз от злодеяния. Тенденция к убийству как средство восстановления некой справедливости появилась вместе с отрицанием власти Бога и торжеством обожествления материализма и еще некой т.н. социальной справедливости, которая в коммунистической идеологии воплотилась в лозунге «грабь награбленное».
Опять извечный, почти риторический вопрос: что делать? Государство (тем более светское) может предложить лишь усиленную систему законодательных мер по ограничению оборота оружия и контроля за его обладателями. Это может и должно дать определенный эффект. Читаешь и удивляешься, с какой легкостью подростки-стрелки приобретали легально оружие и боеприпасы в магазинах, как их родители не замечали их повышенный интерес к владению оружием и как были равнодушны те подразделения правоохранительных органов, которые должны заниматься предупреждением возможных агрессивных действий грядущих стрелков. А те и в соцсетях не стеснялись писать о своих намерениях отомстить за неуважение к ним как к личностям своим учителям, одноклассникам и вообще всему миру. Где были вездесущие штатные психологи, когда речь шла уже о психических аномалиях?
Есть воспитательно-профилактический, веками проверенный феномен воспитания антиагрессии в человеке — духовно-нравственный, который с презрением отметает современная наука психология (прочитайте их учебники для высших и средних учебных заведений). При нашей Конституции, оберегающей богопустынность светского государства (ст. 14 Конституции РФ), преподавание закона Божьего в школах, как было в Российской империи, легально ввести вряд ли удастся. Моему младшему сыну в 5-м классе читали краткий курс о мировых религиях, и даже был тоненький учебничек, но это не более чем справка из Интернета.
Сейчас мы видим, насколько с 1991 года осатанели не только наши бывшие братья во Христе украинцы, но и т.н. «коллективный Запад». 73 года атеистической советской власти не прошли даром для некогда православной Украины. Добавим еще 30 лет воспитания в молодежи культа меркантильного протестантизма, а это два поколения инфицированных жаждой денег и презрением к духовным ценностям.
Церковь, политики и некие политологи забили тревогу. Наш президент — человек в достаточной мере воцерковленный, но заставить людей в одночасье стать правоверными христианами, мусульманами и иудеями невозможно. Поэтому явные крайности, приходящие из «цивилизованного» Запада, типа гендерного равенства, изменения пола, однополых браков и т.п. подлежат не только законодательному запрету, но и должны повлечь за собой строгое наказание вплоть до уголовного.
И все-таки у государственной власти для защиты духовных ценностей есть только один проторенный путь — законодательный, и власть этим путем пошла. Помимо бесполезного для духовно-нравственного воспитания ФЗ №172 «О стратегическом планировании в РФ» на его основе появился Указ Президента РФ от 9.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В нем есть попытка отделить бездуховные ценности западного либерально-демократического мира от традиционных для народов России абсолютных, извечных и непоколебимых — духовных. В п. 5 указа эти ценности перечисляются, и среди них на третьем месте — права и свободы человека. Эта «ценность» из либерально-демократической «Декларации прав и свобод человека» времен Французской революции далекого ХVIII века, которую русские ученые-правоведы называли «опасной фикцией» (см. у Л.А.Тихомирова, И.А.Ильина и др.). Она есть во всех европейских конституциях, включая и нашу (ст. 2). Права здесь только юридизированно-декларативного свойства, как и свободы, лишенные всякого духовного содержания, что нетрадиционно для христианской России, где право по содержанию это нравственный долг. Отсюда вытекают и другие традиционные ценности из п. 5 указа: патриотизм, гражданственность, служение, милосердие. Это понимают наши бойцы на СВО и в тылу. В тылу, правда, не все, так как далее в п. 5 появляются «идеал коммунизма», «созидательный труд» и либеральный «гуманизм». Если религиозные духовные ценности действительно для народов России исторически традиционны (а это п. 6 указа), то «гуманизм» в преобладающей своей форме утверждает, что человеческая природа не есть образ и подобие божественной природы, а мировой природы… и все болезни и дефекты от этой природы заложены в природном существовании… Произошло «самоутверждение человека без Бога» (см. у Н.А.Бердяева в его «Философии неравенства»).
Тут юристам, готовившим указ, надо было бы правильнее выбирать термины и понятия, чтобы обеспечить грядущую победу: «приоритет духовного над материальным» (п. 5 указа). Впрочем, состав Главного госправового управления Администрации Президента РФ уже давно известен: они хорошие юристы, но точно не правоведы и далеки даже от основ нравственной философии, иначе как они могли бы сделать невозможное, написать в указе: «включить православную церковь в состав институтов гражданского общества» (п. 26 «д» указа). Очевидно, что в патриархии проект этого указа не видели.
Еще раз им, законотворцам: «Гражданское общество — это лабораторный продукт западной цивилизации. А цивилизация уничтожает культурный слой народа любой страны понятием массы» (О.Шпенглер, «Закат западного мира», 1918). Известный немецкий теолог К.Барт сто лет назад сделал вывод: «Гражданская община как таковая духовно слепа и «невежественна». У нее нет ни веры, ни любви, ни надежды». Так как же в ней приживутся и процветут духовные ценности? Ну, можно ее членов заставить их соблюдать, но надо знать, что «вынужденное действие теряет всякий нравственный характер» (это от известного русского философа права Б.Н.Чичерина). Церковь никого никогда не принуждала (инквизиция — это западная история). Поэтому в п. 10 среди органов государства, призванных реализовывать задачи указа, церковь не названа, и религиозные организации будут лишь «привлекаться» к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей (п. 25 «д»). О привлечении бы поподробнее, но этой ясности пока нет. Если угодно, надо воссоздать высший духовный совет, который был в начале 90-х при Президенте РФ. Орган внегосударственный, но он-то и привлечет светскую власть к работе над «позитивным сценарием» (п. 21 указа), если это не очередной либерально-демократический спектакль.
Комментарии 0