Генерал Сурцуков высказался о гибели Раиси: «Не думаю, что был отказ техники»

Генерал Сурцуков высказался о гибели Раиси: «Не думаю, что был отказ техники»

Возможной причиной крушения вертолета, на борту которого находились президент Ирана Эбрахим Раиси и министр …

Возможной причиной крушения вертолета, на борту которого находились президент Ирана Эбрахим Раиси и министр иностранных дел Исламской Республики Амир-Абдоллахиян могла стать довольно распространенная ошибка – пилоты пренебрегли выдерживанием безопасной высоты в горах. Об этом в беседе с «МК» рассказал бывший начальник Армейской авиации, заслуженный военный летчик, генерал-лейтенант Анатолий Сурцуков.

Напомним, что в воскресенье, 19 мая, президент Ирана Ибрахим Раиси погиб в результате крушения вертолета в горах недалеко от границы с Азербайджаном. Президентский вертолет Ми-171 шёл в сопровождении ещё двух вертолётов, которые долетели благополучно. Президентский же борт был обнаружен только ночью, в 30 километрах от посёлка Тавал. По предварительным данным, он упал на гору и загорелся. Все, кто находился на борту вертолёта, погибли. В списках пассажиров находятся девять человек.

По словам заслуженного военного летчика, за плечами которого только в Афганистане 522 боевых вылета, Анатолия Сурцукова, делать выводы о причинах катастрофы пока слишком рано:

– До тех пор, пока не проведено всестороннее расследование с использованием всех данных, которые предоставляются техническими средствами, показаниями очевидцев и прочее, нельзя говорить об истинных причинах случившегося лётного происшествия. Мы можем обсуждать только гипотезы на основании тех скудных данных, которые имеются на данный момент.

– Анатолий Васильевич, и все же из того, что есть, какие-то выводы сделать можно?

– Как известно, катастрофы летательных аппаратов бывают по трем видам причин. Первая – по вине личного состава – тех, кто пилотирует летательный аппарат, готовит его к вылету в техническом отношении, занимается руководством полета или перелёта. Далее следуют причины, связанные с отказом авиационной техники и другие причины. На данный момент, например, мне известно лишь то, что вертолёт лежит на склоне горы, ближе к её вершине. Вот и все.

Далее включается мой многолетний опыт эксплуатации вертолётов различных типов и руководство вертолётными частями как в мирное, так и в военное время. Я прошёл четыре войны, и мой опыт мне подсказывает, что большая вероятность случившегося – это вылет в сложных метеоусловиях в гористой местности. При этом, возможно, пилоты пренебрегли выдерживанием так называемой безопасной высоты. Такая высота рассчитывается исходя из наивысшего превышения рельефа местности, к которой добавляется безопасный зазор. Только такая высота считается безопасной в данной местности.

– Насколько распространена ошибка, о которой рассказали?

– В моей практике было очень много случаев, когда в гористой или холмистой местности, с переменчивой полётной видимостью экипажу кажется, что он пройдет между облачков, между очагов с ухудшенной видимостью. Членам экипажа кажется, что сейчас они проткнут этот непродолжительный период ухудшенной видимости, а дальше снова все будет хорошо… Генерал Александр Лебедь погиб в такой катастрофе вертолёта Ми-8. Точно в таких же условиях на моих глазах во время чеченских событий происходило несколько катастроф, когда, маневрируя в гористой местности, экипажи сталкивались с горой. 

– А отказ техники мог стать причиной авиакатастрофы?

– Не думаю, что это отказ техники, потому что были бы другие явления. Судя по тому, что произошёл взрыв и никому выжить не удалось, со склоном горы вертолёт столкнулся на крейсерской скорости, на которой совершается длительный перелёт. Это говорит о том, что техника работала нормально. Да и сам тип техники не имеет здесь никакого значения, если сочетание этих факторов привело к данным событиям.

Но надо помнить, что любая катастрофа по одной причине не случается – как правило, это сочетание факторов, которое приводит к фатальному результату.

На данный момент мы имеем только этот скудный факт, на основании которого можно выстроить такую гипотезу, которая, конечно же, носит субъективный и очень гипотетический характер. 

– Анатолий Васильевич, а «черные ящики» могут помочь в расследовании причин катастрофы?

– Конечно. Поэтому. в первую очередь, после оказания помощи выжившим, если они есть, люди, прибывшие на место катастрофы, пытаются извлечь из специальных отсеков средства объективного контроля, так называемые «чёрные ящики». На самом деле они оранжевого цвета.

– Что из себя представляют «черные ящики» в вертолете?

– На вертолётах обычно это одна кассета или накопитель информации. На них пишутся параметры полёта, в том числе и переговоры экипажа между собой, с землёй, с органами управления воздушным движением. Они находятся или в бронированной кассете, или ёмкости, или капсуле, которая защищена от воздействия ударных нагрузок, от высоких температур, воздействия воды и других агрессивных средств. Средства объективного контроля обычно располагаются в том месте, которое наименее подвержено воздействию ударных нагрузок. Как правило, где-то в хвосте.

-А сколько времени нужно на то, чтобы расшифровать данные?

-Если они будут найдены, то на их расшифровку уйдет не так много времени. У подготовленного персонала, максимум, сутки. Дело в том, что разные средства объективного контроля записывают от 12 до нескольких сотен параметров полёта – это высота, скорость, обороты, шаг винта, температуры и очень много других данных.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить новость
0
0
0
0
0
0
Добавить Evo-news в список ваших источников

Хочешь узнать больше?

Читай нас в социальных сетях

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сортировка комментарий:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: