Глеба Панфилова похоронили рядом с Чуриковой
30 августа в Москве простились с известным режиссером, народным артистом РСФСР Глебом Панфиловым. Оплакивать …
30 августа в Москве простились с известным режиссером, народным артистом РСФСР Глебом Панфиловым. Оплакивать выдающегося коллегу в храм у Новодевичьего кладбища и на само кладбище приехало немало известных людей: вдова Солженицына Наталья Дмитриевна, Мария Миронова, Ахеджакова, Ярмольник, Янковский-младший (Филипп Олегович сыграл Ивана Денисовича в последнем фильме Панфилова по повести Александра Исаевича), директор «Ленкома» Марк Варшавер (именно он пробил Панфилову место на Новодевичьем) и другие. Траурных речей произносилось много, и только Иван Панфилов был убит горем и сдержан в словах. Краткую проникновенную речь он произнес только у могилы отца, когда до погребения оставались считаные минуты.
Но все начиналось в 12 дня в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи, что неподалеку от Новодевичьего монастыря. Там собралось не так много людей, как можно себе представить на оплакивании кинознаменитости, но небольшой храм больше бы и не вместил.
Первыми приехали Миронова, Карен Шахназаров, Ахеджакова, которая пыталась остаться незамеченной — в черном костюме и затемненных очках. Но журналисты, охотившиеся на звезд, все равно не давали ей и другим скорбящим покоя. Наталья Солженицына пыталась уклониться от вопросов сотрудников прессы; несмотря на умоляющее «скажите хотя бы пару слов!», она быстро вошла в храм. Но на выходе ее подкараулили.
«Провожаем талантливейшего, светлого человека. Уходят один за другим люди, прожившие XX век вместе с Россией. А мы остаемся», — сказала она.
У черно-белого портрета Глеба Анатольевича остался букет белых роз с надписью на черной ленте: «От Солженицыных». Слева и справа венки от Минкультуры, «Мосфильма» и вахтанговцев.
Само отпевание проходило без камер и представителей СМИ. Что будет дальше — такой вопрос волновал всех. Наконец одна из организаторов похорон объяснила, что гроб с телом покойного на катафалке отвезут на кладбище (оно совсем рядом, и почти все отправились туда пешком). Местом сбора на Новодевичьем назначили размашистый памятник Борису Ельцину — оттуда гроб понесли на руках до места последнего приюта Панфилова.
На просьбы пустить репортеров под своды храма прозвучал отказ: «Нет, семья категорически просила. Не снимать. Там нечем дышать». Молитвенное умиротворение удалось сохранить, но в храме стало плохо пожилому родственнику Глеба Анатольевича (он называл себя его братом, но эту информацию не удалось проверить). Мужчину усадили на скамейку и вызвали «скорую» — медики прибыли через пару минут. Дежурившая в парке рядом полиция в происшествие не вмешивалась — задачей силовиков было обеспечение безопасности.
Когда катафалк уже уехал, Лия Ахеджакова и Наталья Солженицына смогли поговорить как близкие подруги. «Куда идти? Все куда идут? Пешком?» — потом в растерянности говорила актриса. И произнесла, как бы встрепенувшись: «Увиделись (с супругой нобелевского лауреата) при таких печальных обстоятельствах».
На кладбище аллея у могил Глеба Панфилова и Инны Чуриковой, которые провели полвека вместе и упокоятся рядом, к моменту приезда процессии со священниками во главе полностью заполнилась людьми.
Поклонников творчества и друзей Панфилова пригласили сказать последние слова. Иван Панфилов в какой-то момент прервал молчание.
— Вся моя жизнь, все мое детство и часть меня уходят. Но многое хорошее остается. Я воспитан благодаря Инне, Глебу, они для меня образцы русского человека. Они задали такую недостижимую планку для всех нас, что считаю честью стремиться к ней.
Сложно сказать, сколько солнечных дней будет еще в 2023 году, но в день, когда провожали в последний путь Глеба Анатольевича, солнце светило ярко, будто пытаясь компенсировать разлитую в предосеннем воздухе скорбь.
Комментарии 0