Госдума единогласно приняла закон о запрете «наливаек»
Город засыпает – просыпаются «наливайки». Этой формуле скоро может прийти конец. Госдума в четверг …
Город засыпает – просыпаются «наливайки». Этой формуле скоро может прийти конец. Госдума в четверг окончательно утвердила закон, запрещающий питейные заведения в жилом секторе. Точнее, разрешила их запрещать. Быть в многоэтажке полумагазину-полубару, который торгует бутылками, а ночью откупоривает их и наливает посетителям на розлив, или не быть – это станут решать местные власти в регионах.
Долгожданный закон о запрете «наливаек» наконец-то принят в третьем чтении. Закон многострадальный: до последнего думцы спорили с кабмином, что запрещать, а что нет, и как защитить людей, не наступая сапогом на интересы бизнеса.
В итоге формула найдена. Рестораны и кафе под запрет не попадают. Только «псевдокафе». Как отличить? Да очень просто. Днем такие заведения работают как магазин. А ночью пробки вылетают из бутылок, которые не продали днем, и посетителям наливают горячительное на вынос. Недобросовестный бизнес нашел эту схему, чтобы обходить запрет на продажи спиртного в вечернее и ночное время.
Лавочка прикроется с 1 апреля. Правда, станет этот день для питейного бизнеса днем смеха или днем дурака, пока не вполне понятно. Судя по тексту закона, одномоментного «шатдауна» для всех «наливаек» в стране ждать не приходится. Окончательное решение – закрывать или нет – будет в полномочиях (и на совести) местных властей.
– Мы нашли компромиссное решение, которое позволит нам эффективно вводить на территории субъектов РФ их законодательством ограничение работы так называемых «наливаек», чтобы обеспечить порядок в многоквартирных домах, – заявил депутат Максим Топилин (“Единая Россия”) и добавил, что законопроект прошел все проверки, и даже лингвистическую экспертизу.
Как раз к лингвистике у думцев нашлись вопросы. Было бы куда проще, если б в законе было четкое определение «наливайки» не как места, где наливают, а как способа продажи алкоголя, заявил справедливоросс Дмитрий Гусев. Он даже припомнил коллегам по палате известную фразу Фаины Раневской: кое-что есть, а слова нет. Вот и здесь точно так же получается.
При этом большинство депутатов согласны с тем, что излишне закручивать гайки на федеральном уровне не следует. Страна большая, регионы разные. Сами разберутся.
– Именно такой подход, когда федеральное законодательство укрепляется и конкретизируется региональным законодательством, позволит навести порядок с «наливайками», – рассказал «МК» соавтор закона, член комитета ГД по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин. – Например, региональные власти на основе областных или краевых законов, принятых с учетом особенностей территории, смогут вводить ограничения по времени продажи алкоголя.
У региональных властей теперь будут все полномочия, чтобы пресечь деятельность организаций, которые круглосуточно под видом общепита продают алкоголь в жилых домах, подчеркнул парламентарий.
Кроме того, под запрет попадут и слабоалкогольные напитки: пиво, пуаре, сидр, медовуха. Их будет разрешено продавать только в ресторанах и кафе, которые действительно ими являются: и днем, и в вечернее время.
– Также в законе предусмотрены меры борьбы с суррогатным алкоголем, – подчеркнул Говырин. – Под запрет попадают «производство пивных напитков из закупленного пива» и «производство алкогольной продукции с добавлением этилового спирта». Это нужно, чтобы не допустить повторения массовых отравлений таких, как это было с напитком «Мистер Сидр». Кроме того, нельзя будет использовать в названии алкогольной продукции информацию, которая способна ввести в заблуждение потребителей относительно ее пользы или «лечебных свойств».
Депутат от фракции «Новые люди» Владимир Плякин отметил, что как раз хорошо, что все решать по «наливайкам» будут регионы.
– На местах лучше видно, что и как отрегулировать, – считает парламентарий. – Я уверен, что они с этим справятся.
А вот за ассортиментом надо следить внимательнее, подчеркнул Плякин. Он тоже не мог не вспомнить историю с «Мистером Сидром», которым отравились более ста человек, 36 из которых погибли. Что же до закрытия питейных точек, то это вообще могут решить сами граждане, уверен депутат.
– Мы также считаем, что право закрыть «наливайку» должно быть не только у региональных властей, но и у жителей дома, где устроили торговлю алкоголем. Магазин у дома – это замечательно. Но не в том случае, если он отравляет жизнь людей и служит точкой сбора для маргиналов со всего района. У людей должно быть право самим сказать решающее слово, если органы власти бездействуют. Одно дело, когда в двух шагах от дома продается свежий хлеб и молоко. И совсем другое, когда горе-бизнесмен лишает людей покоя и безопасности в собственном доме, – сказал представитель «Новых людей». Он также пообещал, что представляемая им фракция непременно будет контролировать, как закон будет работать на местах, будут ли поступать жалобы от людей.
Стоило Плякину удалиться с трибуны, как прилетела первая жалоба. На него. Но не от граждан или питейного бизнеса, а от Ирины Яровой (Единая Россия). Вице-спикера ГД возмутило, что ее коллега явился на пленарное заседание в джинсах.
– Уважаемые коллеги, при всем моем глубоком уважении к каждому, но докладчик, выходящий на трибуну в джинсах, – это что-то новое в парламентской этике, – заявила Яровая под аплодисменты думцев.
Несмотря на расхождения во взглядах на дресс-код, в главном депутаты оказались едины: закон о запрете «наливаек» принят окончательно и единогласно (395 – «за»).
Комментарии 0