Выдающемуся спортивному врачу Орджоникидзе исполняется 75 лет
Кабинет профессора Орджоникидзе — это небольшой музей отечественного спорта, в первую очередь футбола: один …
Кабинет профессора Орджоникидзе — это небольшой музей отечественного спорта, в первую очередь футбола: один перечень его именитых подопечных занял бы несколько газетных полос. И центральное место экспозиции на стенах — фотографии золотой футбольной сборной на сеульской Олимпиаде (напомню, в октябре исполнилось 35 лет той памятной победе советских футболистов под руководством великого Анатолия Бышовца, когда в финале мы обыграли бразильцев).
— Все были заряжены одной целью: только победа, — вспоминал форвард сборной СССР, олимпийский чемпион Александр Бородюк. — И медицинский штаб в лице Зураба Орджоникидзе работал безупречно. Зураб Гивиевич — блестящий профессионал, а кроме того, человек с прекрасным чувством юмора, которое помогало игрокам снять напряжение перед сложными матчами.
А ведь доктор Орджоникидзе не так уж намного был старше самих футболистов. Может, потому они к нему так и тянулись, частенько собираясь у него в номере перед решающими играми, благо свою гитару Зураб Гивиевич всегда брал с собой на турниры, совмещая талант и чуткость врача с песнями, нередко собственного сочинения.
Знаменитый вратарь и тренер Станислав Черчесов рассказывал мне:
— Лет в пятнадцать, когда я был в команде «Спартак», меня пригласили в юношескую сборную СССР. В Новогорске на базе нам представили доктора Зураба Орджоникидзе. Не поверите, но моя первая мысль была (а мы тогда как раз по истории проходили имена героев революции): хорошо, что не Дзержинский, а то могли бы и расстрелять за ошибки на поле. И еще подумал, все-таки символично: он Орджоникидзе, а я из Орджоникидзе, — вот судьба и связала нас на десятилетия. А если без шуток, то Зураб Гивиевич замечательный доктор, мудрый человек и душа любой компании.
Я видел Зураба Гивиевича разным: и внимательным доктором, скрупулезно и точно ставящим диагноз, и неутомимым рассказчиком, и хлебосольным хозяином на даче, принимающим гостей с красавицей женой Ириной. Неизменная черта самого авторитетного в стране специалиста в области спортивной медицины — доброжелательность, которая всегда позволяет нивелировать для пациентов даже неприятный диагноз, причем надеяться с помощью доктора Орджоникидзе в скором времени вернуться на арену и побеждать. Он не просто продолжатель замечательных традиций знаменитых спортивных врачей Олега Белаковского и Савелия Мышалова — Зураб Гивиевич и сам давно стал легендой в спортивном мире.
Эти слова подтвердил и знаменитый кардиохирург, академик Давид Иоселиани.
— Я с удовольствием хочу поздравить дорогого Зураба Гивиевича со знаменательной датой, — сказал Давид Георгиевич. — Он выдающийся специалист в области спортивной медицины, маститый ученый. Как и подобает хорошему врачу, готов в любое время суток оказывать консультативную и лечебную помощь страждущим, у него огромное количество благодарных пациентов. И, конечно, не могу не сказать несколько слов о его семье: прекрасная супруга, сыновья, продолжающие семейную династию… Отец Зураба, Гиви Константинович Орджоникидзе, был замечательным врачом и организатором здравоохранения, возглавлявшим ряд лет Калининский мединститут. Несмотря на большую разницу в возрасте, нас с отцом Зураба многие годы связывали добрые дружеские отношения. В особенности это проявилось в Ленинграде в шестидесятые годы прошлого века, когда я был студентом 1-го Ленинградского мединститута имени Павлова, а папа Зураба был уже известным врачом и ученым. И надо сказать, что он всегда старался опекать нас, молодых ребят, даже если это касалось поступков, не очень подобающих будущим медикам. К примеру, вызволил нас, студентов, из милиции, куда мы попали после уличной драки. Что поделаешь, по молодости было и такое. Но это уже другая история. А память об этом человеке осталась на всю жизнь. Очень радостно, что Зураб Гивиевич унаследовал от отца многие прекрасные качества.
Наш друг, великий теннисный гуру Шамиль Тарпищев сказал, что этот возрастной рубеж — всего лишь 7:5 в первом сете. А значит, самое интересное в жизни еще впереди.
Так что мы еще поиграем, Зураб Гивиевич. И, конечно, споем под ваш аккомпанемент.
Комментарии 0