«Два месяца без газа»: почему замена оборудования оборачивается скандалом

«Два месяца без газа»: почему замена оборудования оборачивается скандалом

Для обеспечения безопасности москвичей в рамках Программы капремонта общего имущества в многоквартирных домах …

Для обеспечения безопасности москвичей в рамках Программы капремонта общего имущества в многоквартирных домах предусмотрен капитальный ремонт внутридомовых газопроводов. Однако это благое, казалось бы, дело с неприятной регулярностью то в одном, то в другом районе оборачивается скандалом. Жильцы домов сразу по нескольким адресам пожаловались «МК» на незаконное, по их убеждению, отключение квартир от газа. Обращения людей во всевозможные инстанции не помогают оперативно решить их проблему. «МК» разбирался в этих ситуациях вместе с жильцами и экспертами.

Отключение без предупреждения

В январе этого года резко конфликтная ситуация сложилась между жильцами многоквартирного дома №1 по улице Костикова (всего 41 квартира) и теми организациями (их много), которые собирались приступить к ремонту газового оборудования. Но так и не приступили — жильцы просто-напросто не допустили к себе работников.

Инициативная группа жильцов обратилась в приемную Президента РФ Владимира Путина, в Генеральную прокуратуру и прокуратуру г. Москвы с жалобой на то, что 15 января в их доме без заблаговременного предупреждения и информирования жителей, без поквартирных обходов, без согласования объема работ с жителями — словом, с массой нарушений одномоментно спилили газовые трубы у каждого подъезда, оставив дом без газа. По словам жильцов, подрядчиком ООО «Центр Газ» в качестве основания для выполнения работ в эту конкретную дату — 15 января — были представлены «юридически ничтожные и фиктивные документы» с поддельными подписями сотрудников «Жилищника», «Мосгаза» и управы района. «Нам представили какую-то «филькину грамоту» от ООО «Центр Газ» — «График производства работ по капремонту газопровода», на котором не было ни имен, ни фамилий, ни должностей, только какие-то закорючки-подписи, — рассказала «МК» старшая по дому Елена Максимова. — В графике было указано начало работ — 15 января, завершение работ — 17 января. На собрании жильцов дома в присутствии ответственного депутата Пресненского района Барбашиной представитель ГБУ «Жилищник» Пресненского района отказался от своей подписи на этом графике, сказав, что он «в глаза его не видел». При этом Фондом капремонта (ФКР) капитальный ремонт внутридомовой системы газоснабжения в нашем доме был запланирован на апрель 2024 года».

До решения этих вопросов жители не собираются допускать работников подрядчика в дом для проведения работ.

— Мы абсолютно не против капремонта, — говорит Елена Максимова. — Но по закону перед проведением капремонта в доме заблаговременно, за полгода, ведется обсуждение с жильцами. Для всех жителей дома отключение от газа стало шоком! Мы уже больше месяца вынуждены жить без газа, а ведь среди жильцов есть семьи с новорожденными детьми и инвалидами. На весь дом привезли 12 электроплиток, и это на 41 квартиру! Мы узнали об отключении газа за три дня — 12 января, и я сразу написала письмо в управу. Ни в одной из районных инстанций мы не смогли добиться вразумительного ответа на наши жалобы.

— Есть постановление, на которое все ссылаются, что срок службы газовых труб — 30 лет, — говорят жильцы. — Но в этом пункте написано, что по истечении этого нормативного срока службы следует проводить диагностику технического состояния газопровода, но у нас такой диагностики никто не проводил — об этом даже есть справка Мосжилинспекции. Каждый год представители «Жилищника» проверяли наш дом на утечку газа, и все было спокойно, газопровод признавался надежным. О какой-либо замене труб речь не велась.

Однако, как пояснили «МК» в ФКР, в июне 2023 года АО «Мосгаз» провело текущее обслуживание многоквартирного дома и направило жителям предостережение об опасности пользования газопроводом со сроком службы в 66 лет и необходимости капитального ремонта либо диагностирования. По словам представителя ФКР, это предостережение жители проигнорировали. Старшая по дому между тем не согласилась в беседе с «МК», что их об этом уведомили, — ни ей, ни другим жителям такой информации не поступало. «А если бы поступила, то мы, безусловно, настаивали бы на проведении соответствующей технической диагностики», — говорит Максимова.

6 февраля жителям дома пришел ответ на их коллективное обращение от 19 января из Департамента капремонта Москвы. В нем сказано, что внутридомовое газоборудование эксплуатируется с 1958 года со значительным превышением нормативного срока. В своем ответе департамент ссылается на то, что «в ФКР поступили копии протоколов общих собраний собственников от 17 марта 2016 года с согласием на проведение работ по капремонту системы газоснабжения, а также от 15 октября 2018 года с решением о переносе сроков по ремонту данной системы на 2024 год». Словом, никаких нарушений в действиях организаций, ответственных за капитальный ремонт газового оборудования, департамент не углядел.

Старшая по дому пояснила, что разговоры о капремонте газопровода в те давние годы с управой действительно велись. Однако, по ее словам, на 2024 год было перенесено именно обсуждение возможных работ (которое в итоге не состоялось), а не факт капремонта. Жильцы исходили из того, что о новой инициативе капремонта их своевременно проинформируют и у них будет достаточно времени для проведения актуального собрания жителей.

— Мы надеемся, что власти все-таки обратят должное внимание на эту ситуацию и повернутся лицом к нам, — выразила надежду Елена Максимова. — Потому что все, что касается жителей дома, должно обсуждаться в первую очередь с ними и заблаговременно, а не делаться втихомолку за их спинами. Тем более что мы сами являемся источником финансирования этих работ.

С руководством ООО «Центр Газ» “МК” связаться не удалось. 

«МК» попросил юристов оценить эту ситуацию.

— В данном случае нарушены все процедуры коммуникации и согласования работ, в том числе не выполнены требования законодательства о защите прав потребителей в части надлежащего уведомления потребителя о предстоящем перерыве в предоставляемой услуге, — прокомментировал юрист Алексей Абрикосов. — Жители вправе обратиться в суд с иском о защите прав потребителей, возобновлении поставки газа в многоквартирный жилой дом, признании незаконными действий по прекращению подачи газа, а также о взыскании компенсации морального вреда.

Однако, как подчеркнул юрист, несмотря на то что права жителей объективно нарушены, решение суда в подобных случаях трудно предугадать, так как для суда на чаше весов также окажутся доводы ответчика о том, что предпринятая мера направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан — жильцов данного многоквартирного дома (а трубы в доме действительно эксплуатируется со значительным превышением нормативного срока).

По его словам, в судебной практике достаточно кейсов о незаконном отключении газа (как правило, в связи с неуплатой). Решение суда в подобном случае будет зависеть от целой совокупности факторов, а кроме того, обращаясь в суд, необходимо понимать, что судебный процесс (включая подачу иска, время для назначения судебного заседания и т.д.) займет немало времени. Если все-таки жильцы надумают обратиться в суд, то лучше указать всех причастных в качестве соответчиков, а требования уточнять уже в ходе процесса (так как вопрос о перераспределении ответственности непременно поднимется в судебном заседании).

Решение должны принимать жильцы

За разъяснениями мы также обратились к главе Гильдии инженеров газового оборудования Станиславу Митюшину. Как он пояснил «МК», по истечении срока эксплуатации необходимо проводить диагностирование и по результатам диагностирования принимать решение о замене газовых трубопроводов. Нормативные сроки для трубопроводов внутри домов во времена Советского Союза устанавливались в 50 лет, далее допускалось продление срока службы на срок не более половины от первично установленного. То есть если сети были в нормальном состоянии, то 50 лет плюс 25 лет — до 75 лет трубы могли нормально служить.

— Если говорить с точки зрения техники и безопасности, наиболее критичные зоны — это прохождение газопровода через различные стены и перекрытия, зоны резьбовых и сварных соединений, — объясняет специалист. — Соответственно, когда мы в подъезде или в квартире видим трубу в приличном состоянии, это не означает, что в скрытых полостях (там, где делаются специальные закладные гильзы и потом через эту гильзу проходит труба) нет коррозии и, соответственно, что там невозможна утечка газа.

Поэтому если правильно проводить диагностирование, то все газопроводы, особенно места прохода через перекрытия, через стены, требуется вскрывать и оценивать состояние трубопровода именно в этих зонах. Это тоже достаточно грязные, тяжелые работы, которые также необходимо оплачивать.

Подрядчик должен выполнять работы в строгом соответствии с проектом: на площадке должен быть проект, на проекте должна быть синяя печать подрядчика, отметка «в работу», должны быть согласования «Мосгаза». Работы должны выполняться аттестованными специалистами сварочного производства, с соответствующими аттестациями и допусками.

Еще отмечу, что после изменений законодательства в этой сфере с 1 сентября 2023 года ремонт ВДГО (внутридомового газового оборудования) должна проводить только газораспределительная организация, в данном случае «Мосгаз», и договор на проведение работ должен быть заключен непосредственно с «Мосгазом».

— Решение о проведении диагностирования газопроводов и капремонте должны принимать жители — если это ТСН (товарищество собственников недвижимости), ТСЖ (товарищество собственников жилья), — подчеркнул Митюшин. — А если это УК, то, соответственно, через собрание жильцов. Но по текущим законодательным нормам срок, на который продлевается срок службы газопровода после проведения диагностирования, не установлен. Организация, которая проводит диагностирование, может продлить сроки службы газопровода на месяц, на год, на два года или на пять лет. И когда жители думают, что вот мы проведем диагностирование и следующие 30 лет нас никто не будет трогать, — это не так.

«Почти два месяца сидим без газа»

Аналогичная ситуация с капремонтом газового оборудования сложилась в другом доме. Жильцы десяти квартир, проживающих по адресу: Малый Патриарший переулок, дом 5, строение 2, уже почти два месяца вынуждены существовать без газа (с 18 января по настоящее время).

— В нашем доме 25 квартир; месяц назад приехали какие-то люди и 10 квартир (тех, кого не было дома и кто отказался пустить к себе рабочих) просто взяли и отрезали от газовых стояков на лестничных клетках, вырезав куски труб из отводов к квартирам, хотя они не имели права так делать, — рассказал «МК» житель этого дома Алексей. — Отказы от работ никто не подписывал. Просто мы все хотели бы увидеть проектную документацию на квартиру, понять, кто эти рабочие и на основании чего они стремятся сделать ремонт, есть ли у них аттестация на ведение работ и как будет решен вопрос о компенсации за нанесенный ущерб квартирам в процессе ремонта.

Мастерская, устроенная рабочими в доме в Малом Патриаршем переулке. Фото: Из личного архива

Рабочие, которые к нам пришли, назвались каким-то кооперативом, объявили о смене газовых труб в квартирах, но не показали при этом никаких документов. Цепочка получилась такой: «Мосгаз», Фонд капитального ремонта (ФКР), ООО «Центр Газ», и дальше идет этот непонятный кооператив. Но последний — лишнее звено в этой цепочке. По новым поправкам в законы, которые действуют с 1 сентября 2023 года, проводить техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования может только газораспределительная организация.

Вторая причина, почему мы не пустили рабочих, — мы не хотим, чтобы разрушали наши квартиры, потому что все знают, какой погром остается после данных работ. Это повлечет за собой капремонт квартиры за свой счет и некоторое время проживания в разгромленном жилище.

На время проведения работ по замене газового оборудования по срокам должны договориться с потребителями. По закону нужно было обойти всех жильцов, собрать техническую документацию, потом организовать проведение собрания жильцов, оформить протокол собрания, и после этого в течение полгода они должны были подготовить техническую документацию с привязкой к квартирам, ведь у всех разная планировка! А они договор никакой нам не показывали и т.д. В соседнем подъезде в одной из отключенных квартир была проведена замена труб, квартиру разгромили, но Технадзор работу не принял — там отсутствовала дверь из кухни в коридор (а по газовой спецификации она должна быть) из-за перепланировки. Рабочие отрубили квартиру от газового стояка и ушли. Получается, опять не было никакой технической документации.

Отрезанный газ и висящие провода в доме в Малом Патриаршем переулке. Фото: Из личного архива

5 февраля мастера все работы прекратили, оставив после себя полный бардак — трубы, краску, отрезанные куски стояков, использованные бахилы, поломанные ими короба, закрывающее проводку, и ушли на другой объект. Для того чтобы завести трубы в квартиру, рабочие долбили со стороны лестничной клетки в стене сквозную дырку и аналогичные дыры в стенах квартиры. А ведь более полгода назад в нашем подъезде был косметический ремонт!

Капитальный ремонт со сменой газовых коммуникаций и плит в доме проводился в 1984 году, следующий капитальный ремонт должен быть в 2034 году. Плановые, ежегодные проверки квартир показали, что газовые коммуникации находятся в хорошем состоянии. Последняя проверка проводилась в мае 2023 года. При этом стояки в подъезде «Мосгаз» нам поменял в августе 2023 года, после этого была проведена продувка коммуникаций через кухонные трубы. Через некоторое время после смены стояков появилось объявление с приглашением жильцов на собрание по смене газовых коммуникаций в квартирах. На это собрание смог прийти только один жилец, которому, как мы все поняли, было сказано, что газовые стояки с лестничной клетки будут перенесены на кухни жилых квартир. Очевидно, что данный план работ невыполним, так как в доме чередуются квартиры с газовыми плитами и электрическими плитами. Это говорит о том, что план составлялся без учета реального положения квартир в доме.

Попытки Алексея связаться по предоставленным на инфостенде контактным телефонам с должностными и ответственными лицами не увенчались успехом. «Мы не живем, а существуем, — горестно добавляет 95-летняя мама Алексея. — У меня муж — ветеран ВОВ, ветеран военной службы, он лежачий, ему тоже, как и мне, 95 лет… Все это очень тяжело».

Правила для спасения жизни

Как прокомментировал «МК» глава Гильдии инженеров газового оборудования Станислав Митюшин, приведенные случаи, встречаются достаточно часто.

— Всем сторонам процесса, я считаю, все же стоит находиться в диалоге, — сказал он. — Подрядчикам — стараться быть в контакте с жителями, поскольку очень многие вопросы в процессе такого общения будут сняты. Жителям — задуматься именно о безопасности своих квартир и домов. Органам жилищного надзора стоит более серьезно относиться к жалобам жителей и вставать на защиту законных интересов жителей.

С точки зрения подрядчиков — с одной стороны, они обязаны проводить работы в строгом соответствии с проектной документацией. С другой стороны, в этих двух случаях проектная документация или отсутствует, или не соответствует действительности, что также может быть системной недоработкой всех сторон. Когда мы говорим о десятках миллионов квартир в стране, где жители используют газ, стоит в том числе продумать все вопросы для обеспечения оперативного проведения подобных работ без длительного отключения газа — все работы все же проводятся за счет средств жителей и в целях обеспечения их комфортного и безопасного проживания.

Митюшин также отметил, что очень часто такая позиция жильцов обусловлена нежеланием демонтажа мебели, проведением достаточно тяжелых и грязных работ в обустроенных квартирах. Однако на одной чаше весов — дизайн и ремонт в квартирах, а на другой — безопасность и целостность жилища.

Но нужно помнить, что риски возникновений аварий и ЧС, связанных с использованием газа в быту, определяет не только срок службы газопроводов. В многоквартирных домах трагедии бывают двух типов — отравление угарным газом и взрывы бытового газа.

— Если в многоквартирном доме, помимо газовых плит, установлены газовые колонки, то риски гибели жителей от отравления угарным газом очень высоки, — продолжает инженер. — Как правило, мы наблюдаем подключение к вентиляционным каналам вентиляторов, замену дверей в санузлах и перекрытие свободного притока воздуха в квартиру и в помещение, где установлен прибор, что приводит к образованию в дымоходе обратной тяги и поступлению продуктов сгорания в жилые помещения.

Если в квартире установлена только газовая плита, то здесь, как правило, существует риск взрыва газа, а отравление угарным газом случается гораздо реже. Наиболее часто происходит затухание пламени, причем либо по забывчивости людей, либо в случае, когда плита используется в нарушение правил не по назначению для отопления квартиры (в межсезонье); в будущем сказывается отсутствие должного воздухообмена, из-за чего взрывоопасная смесь накапливается в помещении. Житель включает свет, и происходит взрыв. Как я уже упомянул, отсутствие воздухообмена и в этом случае является ключевым фактором, который приводит к серьезным масштабам трагедии, вплоть до обрушения конструкций жилого дома. Резюмируя — безопасность жителей обеспечивают не только целостность газопроводов и работоспособность газового оборудования, но и два важных фактора — соблюдение людьми правил использования газа и правил эксплуатации газового прибора, а также надлежащее функционирование системы воздухообмена в квартире.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить новость
0
0
0
0
0
0
Добавить Evo-news в список ваших источников

Хочешь узнать больше?

Читай нас в социальных сетях

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сортировка комментарий:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: