Ржавые гвозди и подвал кукольника: на киностудии Горького показали закулисье съемок
На киностудии Горького открылась выставка с говорящим названием «За кадром». Здесь можно погрузиться в …
На киностудии Горького открылась выставка с говорящим названием «За кадром». Здесь можно погрузиться в съемочный процесс, начиная от нюансов написания сценария, актерских проб до тонкостей работы со светом, костюмами, декорациями, гримом и виртуальными технологиями. «За кадром» — первый выставочный проект на киностудии, который к лету вырастет в музей с постоянной экспозицией. «МК» протестировал съемочный свет и узнал, почему звукорежиссерам нельзя стричься и бриться и как появилась традиция разбивать тарелку в первый день съемок фильма.
Рассказ о профессиональных секретах киношников начинается с чистого листа. Перед нами стол, за которым как будто бы только что сидели режиссер, сценарист, художник и другие члены кинокоманды. Вокруг разбросаны бумажки и стоят чашки с забавными надписями вроде «художник всегда прав» и «не паникуй, сценарист». Над столом парят, словно птицы, листы исписанного сценария. Каждый желающий может присесть за рабочий стол и добавить сюда свои «пять копеек». Такой эпиграф задает тон проекту.
Дальше мы погружаемся во все нюансы кинопроцесса: например, здесь можно узнать о появлении чисто российской традиции — разбивать тарелку перед началом съемок. Принято считать, что это приносит удачу будущей картине. Первым, кто разбил тарелку на киноплощадке, был режиссер Сергей Эйзенштейн. Правда, сделал это он не на удачу, а от злости на одного из актеров во время съемки первой сцены картины «Броненосец Потемкин».
Следующий раздел посвящен актерским пробам. Здесь представлен раритет — альбом фотопроб к фильму «Семнадцать мгновений весны». В советское время такой альбом было необходимо показать худсовету студии, даже если актеры были уже утверждены. Напротив — видеокадры современных проб, которые теперь делятся на три этапа. Сначала самопробы — претендент на роль самостоятельно снимает отрывок из сценария и направляет кастинг-директору. Потом проводятся очные пробы уже со съемочной командой. Завершающий этап — ансамблевые пробы, когда актеры проходят сцену не поодиночке, а в актерском составе. В каждом разделе рассказывается о своих тонкостях.
Наиболее эффектно представлена тема декораций. В экспозиции воспроизведен целый подвал из подросткового фильма «Кукольник». Стеллажи с загадочными книгами, частями манекенов, странными игрушками и скелетами затянуты искусственной паутиной, а над ними нависают замысловатые красные нити. Один из актеров фильма рассказал, что именно так и выглядела съемочная площадка картины, которую снимали в заброшенном московском подвале. «Сначала было жутко, потом привыкли», — сказал Савелий Албутов, исполнитель роли Малыша.
От декораций — к свету. Тут можно найти гипсовую голову, подсвеченную профессиональным оборудованием, и пульт, который регулирует свет. Можно самому выстроить разный свет в кадре — холодный, теплый, приглушенный и т.п. Дальше — звук. Здесь, рядом с надписью «Тишина, звук идет», наушники, в которых можно услышать то, как съемочная команда общается за кадром. Куратор выставки Юлия Давыдова призналась, что выбрать места, где нет нецензурных выражений, было крайне сложно. В этом же разделе рассказывается и о киношных суевериях. Считается, что актерам приносят успех съемки в парике, а еще удачу сулит случайно найденный кривой ржавый гвоздь. Ни в коем случае нельзя хлопать хлопушкой вне кадра, иначе можно «накаркать» лишние дубли. На режиссерском кресле категорически запрещается сидеть всем, кроме самого режиссера. В гримерку можно заходить только с левой ноги. А звукорежиссерам нельзя стричься и бриться, пока не сдадут фильм, иначе звук «запорят». Лучший знак, который сулит огромный успех фильму, — кот, случайно попавший в кадр.
По красной дорожке попадаем в гримерку. Можно сесть перед зеркалом, обрамленным лампами, и примерить на себя виртуальный грим в отражении — корону или крылья. Здесь же представлены как привычные средства макияжа (тени, тональный крем, румяна), так и пластический грим — цельные маски, которые надеваются на голову. Это, например, образ зомби и вампира. На стене висят одинаковые белые рубашки с разными эффектами, например, окровавленная сделана с помощь акрила и затирки, а грязную пачкали вазелином и углем.
В финале три раритетных костюма из фильмов «Петр Великий» и «После дождичка в четверг», снятые в 1985 году. Бархатное красное платье, созданное художником Элеонорой Маклаковой для картины о Петре I (а он был первым иностранным мини-сериалом, снятым на территории СССР), надевала сама Ванесса Редгрейв. Фильм получил премию «Эмми». Удивительно, но «драгоценный» декор, имитирующий золотую отделку платья, сделан из конфетных оберток.
Здесь же можно узнать о новейших технологиях в кино. Представлен макет виртуального продакшна. Перед нами экран с дорогой и игрушечный автомобиль, за которым виднеются фигурки режиссера и операторов. С определенной точки кажется, что авто и правда едет по заснеженному шоссе или лесным ухабам. «Такая съемка обходится намного дешевле, чем натурная или с использованием хромакея. Ведь на зеленом экране сложно сразу представить, как будет выглядеть картинка, а тут — да», — рассказывает Юлия Давыдова. После такого погружения можно отдохнуть на диванчике и посмотреть на большом экране кадры из фильмов, которые еще не вышли в прокат.
Комментарии 0