Взрыв в Ташкенте подтвердил, что пожары электромобилей страшнее обычных

Взрыв в Ташкенте подтвердил, что пожары электромобилей страшнее обычных

Ночью 28 сентября под Ташкентом (Узбекистан) произошел мощный взрыв на складе электромобилей и запчастей для …

Ночью 28 сентября под Ташкентом (Узбекистан) произошел мощный взрыв на складе электромобилей и запчастей для них. Предположительно, его причиной стала молния, в результате которой появилось сначала небольшое, но быстро распространившееся возгорание. «Гриб» взрыва было видно за 30 километров, выбило стекла в окрестных домах, как минимум один человек погиб и десятки пострадали. Это ЧП подтверждает, что пожары электромобилей куда страшнее, чем обычных машин. Как их тушат, выяснил «МК».

Взрыв уничтожил электромобили, литиевые аккумуляторы для них и другие компоненты на складе логистической компании в Сергелийском районе, что недалеко от аэропорта Ташкента. Благодаря тому, что все произошло в 02:43 по местному времени, жертвой взрыва стал всего один человек — подросток, спавший около окна, получил осколок в шею и умер от потери крови. Всего же пострадали более 160 человек, 24 из них попали в больницы.

Версий происшедшего несколько (приходится делать поправку еще и на перевод с узбекского): катастрофу инициировал либо удар молнии, либо взрыв, точной информации пока не имеется. Известно лишь, что сначала возгорание было небольшим, но вскоре ситуация вышла из-под контроля. И это заставляет вспомнить о попадающих периодически на новостные ленты пожарах электромобилей всех классов, от «народных» китайских до дорогих Tesla.

— С электромобилями есть одна характерная «засада», о которой не все знают, — рассказал «МК» Сергей, офицер МЧС из Ярославской области. — Как и любой электроприбор, электромобиль нельзя тушить водой без обесточивания. А обесточить его не получится, потому что тяговый аккумулятор находится в эпицентре пожара, и «скинуть массу», как на обычном автомобиле с ДВС, не выйдет.

Для тушения горящих электроприборов существуют углекислотные огнетушители, напомнил эксперт. Иметь такой полезно в любом автомобиле, и в электромобиле он также может помочь справиться с небольшим возгоранием. Однако пена без углекислоты, вытесняющей кислород, а тем паче вода — могут только усугубить ситуацию в части, касающейся литиевых батарей.

«Анод (графит) и катод (оксиды переходных металлов и ионы лития), разделенные пористым полимерным сепаратором, взаимодействуют друг с другом, — отмечается в одном из современных пособий для пожарных. — При низких температурах или слишком быстрой зарядке ионы лития не могут встроиться в кристалл анода и образуют «цепочки», разрушающие изоляционный слой между ними. При механическом повреждении аккумулятора реакция происходит еще быстрее».

Вода, если попытаться тушить ей литиевый аккумулятор, может привести к обратному эффекту: известно, что при попадании в воду благодаря вышеописанному механизму литий самовозгорается. Кстати, по словам собеседника «МК», взрыв в Узбекистане мог произойти именно по такому сценарию: система пожаротушения на складе залила небольшое возгорание от молнии или других причин водой. И породила тем самым уже большое несчастье. 

— Вообще говоря, электромобили и гибриды сами по себе не более пожароопасны, чем обычные автомобили с двигателем внутреннего сгорания, — отмечает специалист по подбору подержанных автомобилей Алексей Островский. — Другой вопрос, что в случае некоторых ДТП рисков больше, а главное — потушить «электричку» это утопия. Вспомним, как недавно груженый электромобилями сухогруз несколько дней горел после самовозгорания техники на борту.

Европейские и американские краш-тесты уже дали некоторые результаты в части уязвимых мест электромобилей. Так, выяснилось, что лобового столкновения они боятся не так уж сильно (отметим, впрочем, что и машины с ДВС не так уж пожароопасны при таких условиях). А вот ДТП с «острыми предметами» — например, дышлом прицепов, металлическими отбойниками — водителям электромобилей следует всячески избегать, поскольку именно в таких происшествиях повреждается тяговая батарея, что и может вызвать короткое замыкание и самовозгорание.

— Еще известны случаи загорания при нештатной зарядке в домашних условиях, — добавил Алексей Островский.

Международный опыт тушения загоревшихся электромобилей пока знает всего одну надежную методику… Нет, не спасения такой машины — на это шансов нет в любом случае, пожар электромобиля это однозначный «тотал». А прекращения горения. Автомобиль (или один аккумулятор, но понятно, что обычно авто горит «в сборе») нужно погрузить на много часов в большую ванну с водой.

Соответствующие пожарные машины уже появились на севере Европы — они есть, как минимум, в Дании и Нидерландах. К пожарному шасси присоединен контейнер, в котором по бокам и днищу расположены форсунки, поливающие горящую «электричку» водой. Можно было бы обойтись просто контейнером, наполненным водой — но мешают экологические нормы: с форсунками получается тратить меньше воды и эффективнее ее очищать после «общения» с вредными выделениями горящей машины.

После тушения производители рекомендуют помещать электромобиль под «карантин» на 48 часов — и не зря: уже известны случаи, когда эта техника возгоралась повторно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить новость
0
0
0
0
0
0
Добавить Evo-news в список ваших источников

Хочешь узнать больше?

Читай нас в социальных сетях

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сортировка комментарий:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: